|
|
Олег Шеин |
|
В Государственной Думе 13 февраля состоялось рассмотрение законопроекта о представлении работникам права подавать иски к работодателю не только по месту его юридической регистрации, но также - фактического его нахождения. Докладчик, внесший законопроект, депутат от «СР» Олег Шеин аргументировал необходимость его принятия упрощением реализации основного на данный момент способа защиты работником своих прав - индивидуального иска в суд. Однако, большинством голосов (ЕР и КПРФ(!)) поправка была отклонена, а работникам по-прежнему придется ездить в суд за тысячи километров.
В своем выступлении представитель профильного комитета, рекомендовавшего поправку к отклонению, пытался доказывать, что проблема надумана и трудящиеся прекрасно обходятся существующими нормами ГПК. Однако, мнение профсоюзов, которых удалось опросить прямо противоположное. Наличие проблемы признают все, особенно в тех организациях, которые имеют сеть отделений по всей стране, в том числе, зачастую на значительном расстоянии от центрального офиса и филиалов.
Можно привести пример Федерального профсоюза авиадиспетчеров. В отношении авиадиспетчеров работодателем выступает ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», располагающаяся в г. Москва.
Данное ФГУП имеет 16 филиалов и 300 центров и отделений, каковые (центры и отделения), являясь структурными подразделениями, не являются ни представительствами, ни филиалами.
Зачастую, центры отделения находятся от филиала на расстоянии более 1000 км. Таким образом, существующее сейчас законодательство фактически не позволяет работникам таких удаленных обособленных подразделений осуществить свое право на судебное преследование работодателя в случае нарушения их трудовых прав.
В аналогичном положении находятся: летчики, работники почты, железной дороги и т.д.
Российский профсоюз локомотивных бригад: Северомуйская дистанция пути - от Москвы 6000 км, от Иркутска (2 суток - более 3000 км.). А в 2008 году было много судебных исков по Северомуйску. Или еще пример. Работник из Хабаровска должен ехать во Владивосток (800 км.) или Москву. Из Воркуты - в Ярославль либо в Москву.
Пример профсоюза летного состава. «Калиниградавиа» зарегистрировано в Калининграде, а работник в Москве проживает. Вынужден был летать. Идет укрупнение компаний, масса региональных филиалов, зачастую, без образования юрлица. Страдает работник.
У Российского профсоюза моряков свои претензии к 29 ГПК. Они хотят дополнить ее нормой касательно подсудности конфликтов с судовладельцем. Поправка была еще в прошлом созыве направлена в Думу и…до сих пор пылится под сукном в том же комитете г-на Крашенинникова без надежды быть когда-нибудь рассмотренной.
Конечно, представлять интересы работника может профсоюз (но лишь при наличии нотариально заверенной доверенности – еще одна «заноза» действующего законодательства, которое «забыло» упомянуть профсоюзы среди организаций, имеющих право подавать иски в интересах неограниченного круга лиц), но масса людей не состоят ни в каких профсоюзах, а если и состоят в официальном профсоюзе, тот не всегда возьмется представлять интересы работника в споре с работодателем.
В результате сохранена система, при которой сотни тысяч людей (если не миллионы), для защиты своих трудовых прав должны примерно так на полгодика переехать в другой город, так как в их городе, по месту их работы иск не будет даже принят. Их право на судебную защиту является фикцией, карикатурой.
Что остается загнанному в угол произволом работодателя и головотяпством «законодателей» из «ЕР» работнику? Русский бунт, бессмысленный и беспощадный? Не хотелось бы думать, что к такому исходу наших сограждан подталкивают те же люди и политические силы, которые публично клянутся не допустить обострения социально-экономической и политической обстановки и проводят митинги в «поддержку антикризисных мер президента и правительства», а после голосуют против законопроекта, призванного облегчить цивилизованное разрешение нарастающего вала конфликтов в трудовой сфере. Перефразируя одного известного в свое время политика, хочется спросить: «Что это, глупость или провокация?».
|