|
|
|
Недавно образованный профсоюз работников авиакомпании «Трансаэро» готовится провести уличные мероприятия в знак протеста против нарушения трудовых прав. Об этом рассказал председатель профсоюза Дмитрий Савишин и председатель Межрегионального профсоюза «Новые профсоюзы» («Новопроф») Иван Милых — официально независимый профсоюз «Трансаэро» является ячейкой «Новопрофа». Первый пикет на 30 человек запланирован на 17 июля в столичном парке имени Горького.
Начать свои акции протеста недовольные условиями труда сотрудники «Трансаэро» планировали с пикета 8 июля перед главным офисом «Трансаэро» в Москве — около станции метро «Парк культуры». Но в пикете префектура Центрального округа им отказала, сославшись на то, что около станции метро слишком мало места и слишком много людей, говорит Милых. В префектуре ЦАО посоветовали подать вторую — на этот раз в «гайд-парке» в Парке Горького. По словам Милых, в ответе префектуры ЦАО сказали направлять заявку именно в администрацию парка. В парке Горького планируется провести пикет на 30 человек, ответ на заявку администрацией парка пока не получен.
Как заявили в пресс-службе парка, «специально отведенное место для проведения публичных мероприятий, так называемый гайд-парк, не принадлежит парку Горького, ответственным за данное направление деятельности и принятие решение о проведении мероприятия осуществляет город». Руководитель департамента региональной безопасности и противодействия коррупции (согласовывает проведение митингов и пикетов) Мэрии Москвы Алексей Майоров сообщил, что такую заявку необходимо отправлять администрации парка Горького. В префектуре ЦАО не смогли дать оперативный комментарий.
Как говорит Савишин, заявку на третий митинг подавать уже не будут, вместо этого в профсоюзе запланированы различные акции, не требующие согласования с властями, которые, по замыслам профсоюза, все-таки заставят руководство авиакомпании обратить внимание на требования сотрудников. Детали он раскрыть пока отказался. По словам собеседника, требования профсоюзников сводятся к шести пунктам.
«Мы требуем прекратить дискриминацию членов профсоюза и давление на членов профсоюза. Снять все наказания и взыскания с членов профсоюза, выплатить сверхурочные и переработки, ввести обязательства по минимальному налету в 80 часов для членов профсоюза, установить класс вредности для бортпроводников 3.2 (дает право на льготное начисление стажа и досрочный выход на пенсию, этой зимой для бортпроводников «Трансаэро» класс вредности был понижен. - ред.), вести учет рабочего времени согласно законодательству, начать равноправные переговоры по остальным вопросам профсоюза», — говорит он.
Если разрешение на митинг будет получено, то это будет первая акция уличного протеста сотрудников авиакомпаний как минимум с февраля 2014 года (тогда Шереметьевский профсоюз летного состава провел митинг в поддержку арестованных членов профсоюза и против принимаемого на тот момент закона об иностранных пилотах). До этого, в июне 2012 года, бывшие сотрудники почившей компании Sky Express провели митинг с требованием выдать долги по зарплате. Последний митинг сотрудников авиаотрасли прошел в ноябре 2014 года — тогда Федеральный профсоюз авиадиспетчеров провел митинг в поддержку коллег, арестованных после крушения самолета нефтяной компании Total во Внуково.
На данный момент у «Трансаэро» два профсоюза — первичная профсоюзная организация ОАО «АК «Трансаэро» создана еще в 1990-х годах (численность более 700 человек), возглавляет ее начальник службы бортпроводников авиакомпании Валерий Меркулов. Второй профсоюз, основанный в марте этого года под председательством Савишина, в оппозиции к руководству авиакомпании. По словам Савишина, в новом профсоюзе на данный момент состоит порядка 500 человек, большая часть из них — бортпроводники (общий штат «Трансаэро» — 11 000).
В июне новый профсоюз «Трансаэро» заявил, что заработная плата бортпроводников и пилотов была урезана на 40%. В пресс-службе «Трансаэро» эту информацию сразу же опровергли, отметив, что естественное уменьшение или увеличение сумм выплат бортпроводникам происходит в зависимости от налета. С 1 июня зарплаты всем сотрудникам авиакомпании были проиндексированы на 5%, отметили тогда в пресс-службе. Также членов профсоюза не устраивает учет рабочего времени. Так, например, Савишин в июне написал обращение в Северо-Западную транспортную прокуратуру («Трансаэро» зарегистрирована в Петербурге) с просьбой проверить, верно ли ведется учет лично его рабочего времени. По словам собеседника, за 3 года он недополучил порядка 390 000 рублей. Из ответа прокуратуры следует, что авиакомпанией было допущено нарушение — в частности, некоторые дни были обозначены как выходные, хотя это «не соответствует фактическим обстоятельствам».
Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что требования профсоюзов вполне логичны и касаются не только работников «Трансаэро», но и других авиакомпаний, которые недавно провели переоценку условий труда.
Олег Пантелеев: «С одной стороны, оценка класса вредности проведена в целом ряде крупнейших компаний-перевозчиков, и во всех случаях профсоюзы указывают на одинаковые нарушения. Это происходит из-за того, что, во-первых, профсоюзы совместно с Минтрудом не проводили предварительные консультации, которые позволили бы проработать методику проведения оценки условий труда, а с другой стороны, те данные, что дают компании-аудиторы, не позволяют корректно оценить условия работы летных экипажей. С другой стороны, если авиакомпании провели бы оценку условий на условиях профсоюзов, это привело бы к необходимости увеличения фонда оплаты труда. Сегодня авиаотрасль и так несет существенные убытки. Если вместо сокращения издержек перевозчики будут их только наращивать, вскоре рынок труда получит очередную группу безработных специалистов».
Переоценка условий труда прошла не только в «Трансаэро», но и в «Сибири» (S7). В последней отреагировал Шереметьевский профсоюз летного состава и его президент Игорь Дельдюжов — он вывесил на сайте change.org открытую петицию с призывом признать результаты оценки условий труда незаконными.
«Фальсификации при проведении СОУТ (специальная оценка условий труда) в авиакомпаниях продолжились на примере S7. Летчикам авиакомпании «Сибирь» был присвоен класс вредности — 3.1, а бортпроводникам — 2.0, как и ранее в «Трансаэро». Обязательное ознакомление сотрудникам назначено до 21 июля 2015 года, а несогласным подписать документ угрожают увольнением», — пишет он.
|