|
|
|
Случаи, когда членам экипажей, работающим на Дальнем Востоке, не выплачивается заработная плата, не редки. Эта проблема уже получила широкое освещение не только в отечественных, но и зарубежных СМИ. А потому особенно показательным выглядит обращение, которое представители Дальневосточной региональной организации РПСМ получили от капитана танкера «Владимир Русанов» (флаг России, ИМО 9056868) Сергея Николаевича Лаврухина. Он обратил внимание профсоюза на непростую ситуацию, сложившуюся на судах компании «Хатангский морской торговый порт» (ХМТП). Так, членам экипажа «Владимир Русанов» не выплачивается инвалюта взамен суточных.
Морякам инвалюта полагается согласно действующим нормам и правилам в период нахождения в загранплавании. Лаврухин, как капитан, обратился к руководству компании за разъяснениями. В первом ответе было много слов, но все сводилось к тому, «какая валюта, мы вас кормим!». Во втором письме уже прозвучала другая версия: «Мы вам платим за вредность, валюта не положена». Короче, не ответы, а самое настоящее издевательство.
«Хатангский морской торговый порт» оперирует собственным арктическим флотом и флотом для работы на малых глубинах и арктических реках. Часть морских судов, как и «Владимир Русанов», задействована в зарубежных перевозках. И ни на одном из них, по словам Лаврухина, членам экипажа не платят инвалюту взамен суточных. В их числе сухогруз «Георгий Седов» (флаг России, ИМО 8811950), работающий на линии Совгавань-Китай.
Председатель ДВРО РПСМ Николай Михайлович Суханов сообщил, что профсоюз взял на контроль обращение, полученное от члена Российского профсоюза моряков: во время захода «Георгия Седова» в Находкинский порт представители РПСМ посетили судно. Их основной целью было пообщаться с моряки, узнать истинное положение дел, включая то, о чем рассказал Лаврухин, рассказать о деятельности профсоюза.
Когда профсоюзные активисты поднялись на борт, капитан Анатолий Николаевич Чеканов запретил показывать документы, заходить в надстройку и беседовать с членами экипажа. Он объяснил свои действия тем, что моряки не состоят ни в каком профсоюзе. Соответственно и разговаривать не о чем. Сказать, что А. Н. Чеканов неправ, значит, совсем ничего не сказать. Во-первых, он не уважает своего коллегу капитана Лаврухина, обратившегося с просьбой о посещении «Георгия Седова» в ДВРО РПСМ. Во-вторых, капитан Чеканов сам может оказаться в подобной ситуации. И что тогда?
И все же представители профсоюза передали членам экипажа «Георгия Седова» книги РПСМ, в которых можно найти ответы на многие вопросы, а главное – узнать, как эффективно защищать свои права. Также им удалось выяснить, что трудовые контракты на борту имеются, однако проверить пункты по выплате валюты взамен суточных не представилось возможным.
Ситуация с «Георгием Седовым» отчетливо указывает на то, что «Хатангскому морскому торговому порту» есть что скрывать. Это подтвердилось во время проверки танкера инспектором портового надзора после соответствующего обращения Н. М. Суханова – на судне не соблюдались последние требования к КТМС, вступившие в силу 18 января 2017 года.
Речь идет о поправках к Конвенции, которые должны обеспечить гарантированное выполнение обязательств судовладельцев по репатриации и выплате компенсаций пострадавшим от несчастных случаев морякам. Суда под национальным флагом должны иметь на борту свидетельства, подтверждающее финансовое обеспечение указанных обязательств. Это либо страховка, либо государственное социальное страхование, либо банковская гарантия.
Согласно поправкам, копии свидетельств должны быть вывешены на судне на видном месте, где каждый моряк может ознакомиться с ними. Кроме того, эти документы должны быть на английском языке или с приложением перевода на английский. Помощь, обеспечиваемая системой финансовых гарантий репатриации, должна быть достаточной, чтобы покрыть не только проезд моряка домой, но при необходимости проживание, питание, медицинскую помощь, одежду и любые другие разумные расходы. Более того, в случае задолженности заработной платы, она должна быть выплачена за счет финансовых гарантий, но за период не более 4 месяцев. В изменениях также предусмотрено, что моряки должны получать уведомление в случае, если финансовое обеспечение судовладельца должно быть аннулировано или не подлежит продлению.
На «Георгии Седове» необходимых документов, подтверждающих обеспечение финансовых гарантий для членов экипажа, не оказалось. Судно задержано и будет стоять в Находке до устранения выявленных нарушений Конвенции.
Это не первый случай, когда суда «Хатангского морского торгового порта» попадаются именно на том, что не отвечают требованиям MLC. Так, в порту Германии в результате проверки PSC в прошлом году задержали судно «Петр Анохин».
– Тарифная ставка без учета компенсационных выплат, предлагаемая работодателем, выглядит настоящим издевательством над моряками, – прокомментировал тогда ситуацию координатор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) в России Сергей Фишов. – Получается, что в день матрос зарабатывает всего 432 рубля! Кроме того, похоже, что судовладелец нарушает российское законодательство в отношении выплаты инвалюты взамен суточных. Непонятно, как судно, где российский экипаж работает на подобных условиях, могло получить Декларацию соответствия MLC.
Подписание коллективного договора судовладельца с профсоюзом – одна из основных мер, направленных на защиту интересов моряков. Вполне логичным эта мера выглядит и в случае с «Хатангским морским торговым портом» – на судах компании должен быть документ, который послужит надежной гарантией защиты трудовых прав моряков.
|