Шахтеры Краснодона одними из первых прочувствовали на себе, что несет с собой в Украину капитализм в воркутинском исполнении.
В 2004 году, под шум выборов, украинское предприятие ОАО «Краснодонуголь» с его примерно десятком шахт и еще несколькими десятками смежных предприятий и производств через ОАО «Авдеевский коксохимзавод» стало фактически собственностью ЗАО АРС.
Начались закрытия шахт под видом превращения их в шахты-участки, полное сбрасывание с себя сферы соцкультбыта, а также бесцеремонные ущемления прав трудящихся: незаконные увольнения, недоплаты, невыплаты, несоблюдение социальных гарантий и т.д. Люди страдали, протестовали.
Возможно, кто-то наверху решил, что руководство предприятия, состоящее, естественно, из местных специалистов и по своему статусу украинских граждан, то есть придерживающихся украинской Конституции и украинских законов, не годятся для того, чтобы жестоко, по-ордынски расправляться с производствами и людьми.
Слишком они для этого цивилизованные. Возможно, поэтому, а может, и во имя какой-то непонятной трудовому коллективу в 22 тысячи человек стратегии, осенью 2006 года году весь местный состав производственной администрации в одночасье был заменен чужими людьми. Генеральный директор, почти все директора шахт, производств были взяты из Воркуты.
Довольно быстро новые начальники получили от шахтеров видовые прозвища «медведи», «пингвины», «оленеводы», так как северные пришельцы порой были очень далеки от человеческого и цивилизованного понимания того, что надо жить по законам. Причем, по законам и Конституции Украины.
А о правах человека, похоже, «медведи» и вообще не слышали. У нас даже проснулось подозрение, что они стремятся доказать украинским шахтерам, что в Воркутинском угольном бассейне (а может, и во всей России, если отбросить две крупные столицы и несколько городов-миллионеров) до сих пор царят порядки и «понятия» «зоны», которые они привезли с собой сюда, в чужой, почти европейский «монастырь».
Вот факты надругательства новой администрации над правами человека и Конституцией, законами Украины.
Рабочих увольняют незаконно, без согласия профсоюза. На замечания профсоюзов, их акты проверок администрация не реагирует. Члены выборного органа Независимого профсоюза горняков шахты им. Н.П. Баракова новым руководством лишаются своих выписанных в законах прав заниматься профсоюзной деятельностью.
Часть активистов этого профсоюза, кстати, членов выборного органа профсоюза – исполнительного бюро, незаконно уволена. Что не замедлило аукнуться. Через несколько дней после увольнения ответственного от НПГ за контроль за охраной труда и техникой безопасности Ткача Г.Е. погиб в лаве шахтер. Именно от отсутствия охраны труда и от нарушений техники безопасности.
Членов НПГ лишили даже права собираться на свою областную отчетную ежегодную конференцию. Несмотря на законное оформление явки для участия в ней делегатов от НПГ шахты. Заблаговременно на имя директора шахты Гончаренко А.Н было послано письмо-уведомление за подписью председателя Калитвенцева Д.Д. о запланированном на 26 июня с.г проведении областной отчетной профсоюзной конференции с просьбой освободить в соответствии с действующим законодательством от работы в этот день 13 делегатов – членов выборного органа профсоюза. На что в самый день конференции, утром 26 июня директор шахты Гончаренко А.Н. дал потрясающий ответ: «...освободить 26.06.07 г…следующих работников (далее перечисляются все 13 фамилий)… для участия в отчетной конференции … не предоставляется возможным, т.к. это не предусмотрено действующим законодательством».
Каково? Оказывается, директор не заглянул даже в законы того государства, где он работает! А зачем? У них все как-то больше по понятиям… а может, по законам чужого для нас государства. Что им законы Украины!
Они же не граждане Украины.
Кстати, о гражданстве и доступе к государственной тайне.
Каждому гражданину понятно, что шахта есть предприятие стратегической отрасли и объект гражданской обороны, и уже поэтому могут быть вопросы, составляющие государственную тайну.
Иностранцам, коими на сегодня являются пришельцы с далекого российского севера (по Аркадию Райкину, «не сервиса, - севера» ), по закону доступ к государственным тайнам запрещен. Шахтеры обратили внимание на это обстоятельство, а также на то, что на шахтах в Краснодоне убрали службу Гражданской обороны, обратились с соответствующим запросом в СБУ. Бедное наше государство!
Даже наша украинская госбезопасность не осмелилась сказать, что это непорядок, который подлежит устранению. Так и ответили в письме, что мол, не ваше дело, ребята, не суйтесь. А чье же тогда дело, если не нас, граждан суверенного государства? «Медведи», они пока только одну лапу, да и то вполсилы, на нашу телегу положили. Будем ждать дальше, пока не раздавят?
Ту же позицию поблажек продемонстрировали не кто иной, как сам Министр Тулуб С.Б. и Луганский губернатор Антипов А.Н.
В Луганске 8 июня с.г. с их участием состоялось совещание, на котором шахтеры задали Министру один-единственный вопрос: почему не рассматривается положение дел в «Краснодонугле», где не соблюдаются законы Украины и те условия приватизации, под которые состоялась купля-продажа контрольного пакета акций предприятия. Трудно заподозрить Министра и Луганского губернатора, что они не знают, что стоит за этим вопросом.
Полагаем, что они прекрасно знают весь спектр этих проблем, в том числе и искусственно нагнетаемых, – от незаконного занижения зарплат шахтерам и отсутствия мер предупреждения возможной катастрофы вследствие пожара и затопления его на вышерасположенных выработках соседней шахты , – до хищнического истребления невосполнимых ресурсов и бездеятельности местной власти по сохранению недр. Тем более разителен смысл ответа этих высоких государственных мужей, призванных защищать государство во всех его составляющих – народ, суверенная власть, территория. Он свелся к идеологеме, неприемлемой для ежедневно рискующих в лавах своей жизнью шахтеров: что не ваше это дело, не касайтесь «Краснодонугля», так как это предприятие частное. Туда нельзя…
Интересно, если по улице на бешеной скорости едет частник, Госавтоинспекция его остановит? Или, по приведенной выше логике, лихача-потенциального убийцу тоже нельзя останавливать, поскольку машина – его собственность?
Каково? Завтра над шахтными выработками выгорит пласт, прорвет подземное озеро, погибнут люди- граждане этого государства, а представители этого государства на высоких должностях и при больших полномочиях сегодня стараются ничего не увидеть, не предусмотреть, не предупредить?
Глядя на высокое начальство, бездействуют специалисты Инспекции по труду, Госгорнопромтехнадзора, прикрываясь тем же самым фиговым листком частного предприятия, не принимают должных мер, не реагирует заявления шахтеров.
В том числе даже на такие тревожные, как следующая. Все производственные мощности той же шахты им. Н. П. Баракова по приказу ее новых распорядителей перегружаются в 1, 5 раза больше в сравнении с проектной мощностью, то есть мощностью и состоянием пластов, горных выработок, оборудования, которые не рассчитаны на такие перегрузки на опасном производстве. Может, «медведи» привыкли, что на воркутинском севере все поддерживает вечная мерзлота. Может, там перегрузки – дело обычное. Но у нас вечной мерзлоты нет, и результатом перегрузок лав, техники, загона людей станут аварии и катастрофы с многочисленными человеческими жертвами.
Также если следовать высказанной на совещании 8 июня логике, то частное предприятие, использующее недра, которые по Конституции есть собственностью всего народа, и жестоко эксплуатирующее украинских рабочих, которые есть часть этого народа, может творить что угодно, переступая через законы, через права людей, подминая под себя наше государство.
Кстати, о суверенности и территориальной целостности нашего государства.
Как видим, жизнь краснодонского региона определяет частное предприятие, которое управляется чужеземцами. Эти правители в пределах своих владений не признают законов украинского государства, эксплуатируют украинских граждан на их же территории на их бывшем производстве за треть положенной по закону зарплаты, бездарно используют недра нашего государства (о чем свидетельствуют погоня за сверхприбылью и скупость на обеспечение должных мер в связи той же угрозой катастрофы на шахте с ее украинскими – ха-ха! – гражданами).
Что следует завтра? Переход тихой сапой к территориальному отделению захваченного куска? Для этого осталось сделать малое. Объявить всю Краснодонщину зоной, где законы Украины не действуют. А все, кто еще пытаются жить по украинским законам, сами лишаются права на защиту законом. Во всяком случае, наша третья ветвь власти вслед за первыми двумя ветвями - бизнесом и представителями государственной власти - очевидно, уже так и решила.
Пример – самый свежий. 18 июня с.г. представитель этой третьей ветви власти, судья Краснодонского горрайсуда Смирнов В.В. отказал краснодонскому шахтеру Микерину М.Н. в принятии судебного иска. В отказе черным по белому на украинском языке написано, что судья решил «…судовий позов залишити без руху…Судові документи необхідно викладати державною мовою..» Какой же тогда мовой у нас является украинская мова, если само заявление Микерина в суд было составлено… українською мовою?
Еще раз повторяем русским языком: иск в суд был составлен на украинском языке. Судья в своем решении, составленном также на украинском языке, пояснил, что оставил иск без движения, потому что иск составлен не на государственном языке. Какой же язык тогда считается в Краснодоне государственным? Судья де-факто отменил украинский язык как государственный, а другого не назвал. Язык пингвинов? Медведей? Северных оленей?
Над всем этим по большому счету стоит главный вопрос: почему наше государство в лице ее громадного государственного аппарата со всеми службами, госслужащими, институтами сдает все и вся? И плацдарм сдачи – территория Краснодонщины, которую уже сейчас можно считать чужой вотчиной и куском чужого государства? Где есть непонятно какой государственный язык, свои «медвежьи» законы, своя территория с недрами, где что хочу, то ворочу, свои холопы, проданные собственнику вместе с производством и всеми материальными ценностями, но никак не граждане Украины, и им и слова нельзя сказать в защиту государственных интересов и своих конституционных прав? Вот так под носом украинского начальства от Украины тихой сапой отчуждаются собственность, народ, территория.
Не с молчаливого ли согласия Президента, Премьер-министра, Генерального Прокурора, всех судов и судей и т.д., и т.п.?
А народ спросили?
А шахтеров спросили, каково им уже сейчас под чужим сапогом ( валенком, лаптями..)?
Не захотели даже услышать… Даже перед выборами.
Тогда пусть услышат люди, которые рано или поздно станут избирателями и которым снова будут рассказывать свои сказки претенденты на роль поводырей народа. Поводырей, которые сейчас прикидываются слепыми и глухими. А может, они такие и есть по своей нравственной природе?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
областной конференции Конфедерации свободных профсоюзов Луганской области
26 июня 2007 года г.Луганск
О преступной эксплуатации труда на приватизированных угольных шахтах
Участники Конференции Конфедерации свободных профсоюзов Луганской области выражают протест против преступной эксплуатации труда на приватизированных угольных шахтах Донбасса.
Бизнес, который, пользуясь временной слабостью государства, проник в такую стратегическую отрасль, как угольная, преступно эксплуатирует все ее ресурсы: человеческие, технические, природные.
Это приводит к постоянным нарушениям техники безопасности, к росту несчастных случаев на производстве, в том числе групповых, к горно-геологическим нарушениям, техногенным нарушениям гидрогеологического режима в угольных регионах, к хищническому изыманию углей без планомерного и бережливого подхода к разработке невосполнимых запасов угольных месторождений.
Особенно преступно отношение собственника и представляющей его администрации к трудящимся шахт, к их семьям, к интересам местных громад.
ОАО «Краснодонуголь», где администрация, состоявшая ранее из местных выходцев, полностью заменена присланными из России сотрудниками, чем исключен человеческий фактор участия в жизни местной громады, стало полигоном по развитию дикого капитализма в отрасли.
Нагрузка на шахты установлена в полтора раза выше проектной при прежней технической оснащенности, что создает чрезвычайно высокую угрозу массовых несчастных случаев, а предвестники будущей катастрофы уже имеются.
Откровенно нарушаются правила техники безопасности, когда вместо обратного способа выемки применяется более дешевый прямой.
В Коллективный договор под давлением администрации внесены пункты, ухудшающие действующее законодательство. Оплата труда искусственно занижена по сравнению с государственными гарантиями.
Не выполняется законодательство по социальной защите, в частности, положения Горного закона об обеспечении бесплатным углем определенных категорий работающих и населения.
Профсоюзы, которые выступают за соблюдение Конституции и законов Украины, увеличение зарплаты, улучшение условий труда, улучшение состояния охраны труда и промсанитарии, преследуются, их активисты под любыми предлогами увольняются.
Государственные контролирующие органы и органы местного самоуправления самоустраняются от своих функций контролирующих, разрешительных, наблюдательных и не требуют социальной ответственности того бизнеса, который стал представлять угрозу для шахтеров, для их производств, для их мест проживания, для страны.
Требуем соблюдения Конституции и законов Украины, установления действенного государственного контроля за положением дел в угольной отрасли.
Принято участниками областной конференции Конфедерации свободных профсоюзов Луганской области 23.06.2007 г.
(Направлено высшим должностным лицам государства и высшим органам государственной власти, также на уровень Луганской области).
|