Председатель Федерации профсоюзов Беларуси, депутат Палаты представителей Национального собрания Леонид Козик инициирует разработку новых изменений и дополнений в Трудовой кодекс (ТК), которые, прежде всего, будут касаться регулирования коллективных договорных отношений. Об этом говорится в его заявлении, размещенном на сайте ФПБ.
Профсоюзный лидер считает, что правовое регулирование в сфере трудовых отношений по различным причинам пока отстает от практики. Иногда законодательные нормы при практическом применении отражают интересы частного капитала и владельцев частных предприятий, а не трудящихся.
Леонид Козик также прокомментировал свою позицию в отношении рассмотренных и не поддержанных депутатами Палаты представителей поправок в ТК, которые были им инициированы ранее: "Поправки предусматривали, ... что работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профзаболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по любым основаниям, кроме вызванных виновными действиями, выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка...
Согласно данным Министерства статистики и анализа, в прошлом году производственные травмы получили 3938 работников, профессиональные заболевания впервые установлены 183 человекам. Однако не все травмы заканчиваются трудовым увечьем. Белгосстрахом в 2006 году заведены учетные дела на 412 лиц, получивших трудовое увечье в связи с производственными травмами, и на 82 человека - в связи с профзаболеваниями. Это уже совершенно иные цифры и иная величина расходов, которая не соответствует и Br1 млрд. (правительство заявляло, что реализация поправки потребует Br48 млрд.)".
По его словам, предлагавшаяся норма содержалась ранее в статье 16 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» и действовала на протяжении 15 лет вплоть до 1 июля 2006 года. Справедливость требует сохранения дополнительных гарантий для данной социально незащищенной категории граждан. Кроме того, отмечает Леонид Козик, выплата выходного пособия осуществлялась из прибыли предприятия, а значит, - это материальный стимул для того, чтобы больше внимания уделялось вопросам охраны труда и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями производства. Ту же цель преследует и Директива президента № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины".
Вторая поправка предусматривала обязательное заключение коллективного договора в организациях любых организационно-правовых форм, где имеется представительный орган работников (профсоюз). Это предложение было направлено на усиление роли профсоюзной организации, повышение ее действенности.
Леонид Козик отмечает, что более чем 3,5 тыс. профорганизаций, объединенных в ФПБ, не имеют коллективного договора, а ведь это важнейшее средство повышения социально-правовой защищенности работников, реальная возможность получить от нанимателя дополнительные гарантии сверх предусмотренных законодательством.
Аргументация правительства, что при принятии такой поправки нарушится принцип добровольности социального партнерства, по его мнению, не выдерживает критики: "МОТ выступает за распространение практики заключения коллективных договоров. И нас не устраивает нынешнее положение дел, при котором наниматель отказывается заключать коллективный договор. Мы считаем, что применение наемного труда дает основание заключать колдоговор с представителями трудящихся".
Леонид Козик также заявил о том, что ФПБ не исключает возможности пересмотра и ужесточения своих требований к правительству в рамках социального партнерства.
|