В настоящее время в Латвии Интернет находится на первом месте и как канал для привлечения потенциальных работников, и как источник информации о потенциальном месте работы для кандидатов, доказывают результаты двух опросов.
В ходе опроса специалистов по персоналу предприятий выяснилось, что объявления о вакансиях в интернет-порталах - наиболее часто упоминающийся метод привлечения работников (84%), а в опросе высококвалифицированных работников порталы объявлений о трудоустройстве упоминаются в качестве первого места (39%), где эта категория работников будет искать подходящую работу.
К тому же, для них доступная в Интернете информация о потенциальном месте работы - важнейший источник информации о пригодности места работы. Одновременно результаты опроса указывают на то, что именно предприятия должны улучшить в отношении себя в интернет-среде.
В прошлом году проблема нехватки рабочей силы достигла в Латвии таких масштабов, что ряд крупных и известных предприятий розничной торговли начали широкомасштабные рекламные кампании.
«В этом году в результате экономического спада стало значительно легче найти работников низшего уровня, однако привлечение квалифицированных кадров - руководителей среднего и высшего звена, специалистов в различных отраслях - по-прежнему является острой проблемой. Как показывает опыт других европейских стран, привлечение квалифицированных работников для предприятий всегда будет важным вопросом, главным инструментом решения которого помимо продуманной и упорядоченной кадровой политики становится успешная коммуникация с обществом и желаемыми кандидатами», - подчеркнула директор компании по руководству персоналом Talentor Latvia Катрина Ошлея.
Это подтверждается также данными опроса, проведенного в марте этого года директором клиентов агентства по связям с общественностью Mediju tilts Эвитой Матисоне среди специалистов в области персонала. В ходе опроса 77% всех респондентов отметили привлечение квалифицированных кадров в качестве проблемного вопроса, который в настоящее время доставляет им больше всего трудностей, а 71% респондентов признали, что такая ситуация сохранится еще в ближайшие 1-2 года. Кроме того, 38% упомянули еще один вопрос, который доставит им трудности в течение 1-2 лет - привлечение перспективных, молодых работников в дополнение к укомплектованному штату, которые в будущем могли бы создавать добавленную стоимость предприятия, или так называемый вопрос привлечения талантливых работников.
«Имидж работодателя - это представление, сформировавшееся в обществе о конкретном предприятии, и он играет чрезвычайно важную роль в содействии привлечению работников. До сих пор в Латвии предприятия в своих коммуникационных компаниях уделяли основное внимание продаже товаров или услуг, оставляя в стороне привлечение работников, которое требует такой же тщательности, только в данном случае в отношении имеющихся и потенциальных работников. К тому же, Интернет вносит дополнительные коррекции, изменяя то, каким образом потенциальные работники могут подать заявление о приеме на работу или узнать больше о предприятии. В результате забота о привлечении работников - это задача не только специалистов по персоналу, она становится стратегически важным вопросом для бизнеса, в решение которого с полной ответственностью должны включиться также специалисты по коммуникациям», - отметила Э.Матисоне.
Правда, опрос специалистов по персоналу показывает, что у 41% опрошенных латвийских предприятий нет стратегии по формированию имиджа работодателя. Лишь 21% предприятий разрабатывают такую стратегию. В то же время 88% специалистов по персоналу согласны с утверждением, что стратегия по формированию имиджа работодателя помогает более успешно конкурировать на рынке труда.
Интернет и использование его широких возможностей - фактор, который вносит и впредь будет вносить все больше перемен в сферу персонала в Латвии. Несомненно, что это заставляет специалистов по отбору персонала уделять повышенное внимание интернет-среде, ибо, как показывает также второй опрос, 63% высококвалифицированных кандидатов получили информацию о своем нынешнем месте работы на домашней странице предприятия, а 57% ознакомятся не только с домашней страницей предприятия, так как будут искать всю возможную информацию о предприятии в Интернете.
Однако высококвалифицированные кандидаты указывают, что размещенная в Интернете информация о предприятиях как о потенциальном месте работы недостаточна. В объявлениях работники больше всего хотят видеть дополнительную информацию о заработной плате (74%), о рабочих обязанностях (66%), о возможностях карьерного роста (45%), а также о предприятии и сфере его деятельности (31%). 48% охотно посмотрели бы в Интернете короткий видеоролик, который показывает предприятие изнутри или дает более широкое или глубокое представление о свойственных для предприятия культуре, настроениях и принципах работы. Это также один из новейших коммуникационных инструментов, которые в других странах Европы завоевывают все большую популярность в привлечении работников.
В ходе второго опроса также было выяснено, как будут действовать высококвалифицированные кандидаты в ситуации, если они не будут удовлетворены нынешней работой или руководством компании. 71% указали, что они будут активно искать новую работу, 22% будут ждать телефонный звонок от компаний по отбору персонала и 17% — предложения о трудоустройстве от друзей и знакомых. Эти данные говорят о том, что квалифицированные работники ориентированы на целенаправленное изменение ситуации, которая их не удовлетворяет, в связи с этим предприятиям необходимо прикладывать чрезвычайно большие усилия, чтобы удержать своих ведущих работников. Нередко предприниматели не осознают фактические затраты, связанные с уходом работника, и в нынешних экономических условиях стараются экономить, где только возможно, в том числе на отборе персонала, выбирая более быстрый и кажущийся более дешевым вариант, не отдавая себе отчета, во сколько им обойдется некачественный выбор. К.Ошлея добавляет: «Наши расчеты показывают, что некачественный выбор (когда по истечении испытательного срока необходимо искать другого работника) стоит на 70-80% больше, чем качественный, который вначале казался более дорогим».
Каждый сотрудник играет чрезвычайно важную роль в формировании имиджа предприятия, так как на основании его отзывов формируется представление о предприятии в кругу друзей и знакомых. 86% высококвалифицированных кандидатов признают, что нынешние работники являются наиболее достоверным источником информации о предприятии. Кроме того, 71% опрошенных кандидатов охотно получали бы по электронной почте соответствующие предложения от компаний по отбору персонала, и это свидетельствует о том, что они открыты для новых вызовов, связанных с работой, и заставляет предприятия быть более внимательными к интересам работников. Опрос также подтверждает, что помимо заработной платы, которая зачастую ошибочно считается главным и единственным стимулом, существует ряд других вопросов, которые важны для работников и которые можно упорядочить внутри предприятия.
|