В минувший понедельник николаевские таксисты бастовали: они не работали по заказам диспетчерских служб, а брали желающих куда-то быстро добраться «с бордюра», чин чинарем заняв очередь наряду с так называемыми «бордюрщиками» (таксистами, которые не сотрудничают ни с одной из диспетчерских служб).
Причина такого поведения таксистов, которых в городе минимум 7 тысяч, - в самоуправстве директоров диспетчерских служб, которые не желают соблюдать законные интересы таксистов. Именно поэтому на состоявшемся в минувшую пятницу, 16 мая, собрании таксистов (присутствовали 110 таксистов – не только работающих по договорам с диспетчерскими службами, но и представители класса «бордюрщиков») было принято решение о создании профсоюза николаевских таксистов. Об этом сообщили избранный председатель профсоюза Павел Витковский и член профсоюза Максим Луговой.
По словам Павла, к необходимости создания профсоюза николаевских таксистов подтолкнула сама жизнь - директора диспетчерских служб не желают соблюдать интересы таксистов. И проявляется это не только и не столько в сдерживании роста тарифов, но и в других моментах. Например, рассказывает Павел, руководители диспетчерских служб требуют от таксиста оформления ЧП, получения лицензии. Тем не менее, второй экземпляр договора о приеме на работу таксисту на руки не выдается, что дает возможность владельцу диспетчерской службы в любой момент сказать таксисту: «Ты у меня не работаешь».
Одно дело, если увольнение происходит по важной причине (пьянство на рабочем месте, например). Другое дело, когда таксиста могут уволить только за высказывание собственного мнения. Так, по информации П.Витковского, после первого собрания 16 мая несколько таксистов, сотрудничавших с диспетчерской службой «064», получили расчет.
Кроме этого, как говорит глава будущего профсоюза таксистов, в день забастовки, 19 мая, на стоянку такси на ул.Наваринской прибыл наряд ГАИ – по чьему-то оперативному вызову, что, мол, там таксисты понапивались и дебоширят. Кто позвонил с такой информацией в ГАИ, доподлинно неизвестно, но, кто это мог быть, таксисты догадываются.
И хотя такое явное ущемление прав таксистов для самих работников данной сферы очень важно, вопрос тарифов для них тоже немаловажен. По словам М.Лугового, с каждого заказа диспетчерская служба получает определенную сумму средств. Например, на «053» при тарифе 2,2 грн./км за заказ с таксиста брали 1,7 грн.
А накануне самого собрания владельцы диспетчерских служб «расщедрились» и повысили тариф: до 2,5 грн./км и до 12 грн. за «минималку» (раньше было 10 грн.). Повысили они тариф и для себя – до 1,9 грн. за заказ.
На первый взгляд, 1,9 грн. за заказ – это немного. Но если учесть, что в день таксист может принять 20 заказов (это при 12-часовом рабочем дне), из которых 13-14 заказов – это «минималка», то денег на семью просто не остается.
- Давайте посчитаем, - говорит Максим Луговой. – Из 12 гривень вычитаем 1,9 грн. Минус стоимость бензина, который сейчас уже 6,35 грн./л. В лучшем случае, с одного заказа таксист заработает 3-4 грн. А большинство таксистов брали машины в кредит, следовательно, им надо каждый день отложить энную сумму в счет погашения кредита, в семью денег принести. Да и машина не требует «вмешательства» (ремонта) только тогда, когда она новая. И в результате мы практически ничего не зарабатываем.
Впрочем, акция протеста николаевских таксистов ощутимых результатов не дала – тарифы не повышены. Но таксисты не намерены останавливаться на достигнутом – они твердо решили зарегистрировать в управлении юстиции профсоюз николаевских таксистов. Оказалось, что на первом собрании, проведенном 16 мая, были не верно оформлены некоторые документы, необходимые для регистрации в органах юстиции профсоюзной организации.
Именно поэтому 23 мая, в ближайшую пятницу, «на том же месте в тот же час» (где, таксисты знают) пройдет еще одно собрание, в котором примет участие председатель Всеукраинского профсоюза таксистов. Кроме этого, по планам П.Витковского, будет обсужден вариант устава николаевского профсоюза таксистов (он будет очень похож на устав профсоюза львовских таксистов, сказал Павел) и возможность проведения одно-двухдневной забастовки.
- Мы понимаем, что первая забастовка была несанкционированной – существование профсоюза еще документально не закреплено. Но после регистрации профсоюзной организации, которую признают на всеукраинском уровне, мы будем работать только в правовом поле и добиваться соблюдения наших прав, - сказал Павел Витковский.
|