|
|
|
В 2008 году - впервые за долгое время - число безработных в ФРГ составило меньше трех миллионов. В связи с предстоящим спадом экономики правительство старается предотвратить резкий рост безработицы в 2009 году.
Начиная с 2005 года, когда на биржах труда Германии было зарегистрировано 4 миллиона 861 тысяча человек, уровень безработицы в стране неуклонно снижается: 4 миллиона 487 тысяч - в 2006-м, 3 миллиона 776 тысяч - в 2007-м, 2 миллиона 998 тысяч - в текущем году.
Прогнозы на 2009 год неутешительны. По единодушной оценке экспертов, ведущих экономических институтов, федерального банка, профсоюзных организаций и объединений предпринимателей, Германию ожидает рецессия. Мнения расходятся лишь в том, насколько глубокой и продолжительной она будет, а также в том, как спад конъюнктуры скажется на немецком рынке труда.
Будущее экономики Германии: V или L?
Директор Центра европейских экономических исследований Вольфганг Франц (Wolfgang Franz), для наглядности, нарисовал такую картинку: «Если линия хозяйственного развития в Германии будет похожа на латинскую букву V, что означает резкий спад, а затем относительно быстрый подъем, то я вполне допускаю, что предприятия постараются избежать увольнений - в первую очередь своих высококвалифицированных работников. Ведь при экономическом оживлении они снова понадобятся».
Если же кризис будет проходить по линии латинской буквы L - то есть сначала также резкий спад, но затем долгий период едва тлеющей конъюнктуры, то предприятиям будет трудно не прибегать к массовым увольнениям, считает Вольфганг Франц.
Именно такого развития событий больше всего опасаются в правительстве ФРГ и стараются всеми возможными способами предотвратить стремительный рост безработицы. Причем это вовсе не альтруизм или забота о ближних, которым угрожает потеря рабочего места.
Основа благополучия Германии
Фактор труда - фундамент всего экономического и общественного механизма Германии: чем больше работающих и меньше безработных, тем полнее кассы пенсионного и больничного страхования, а отчисления в них для работающих и предпринимателей ниже. И тем больше налогов поступает в бюджет, из которого финансируются наука и образование, строительство дорог и больниц.
Чем больше работающих граждан и чем выше их доходы, тем щедрее они на потребительском рынке - повышают живительный для конъюнктуры спрос. И наконец, чем меньше безработных, тем меньше требуется бюджетных средств на выплату им государственных пособий.
То есть богатство и благополучие немецкого государства, а также всего немецкого общества напрямую зависит от соотношения числа работающих и безработных, от максимально возможной доли первых.
Не стоит предаваться иллюзиям
В условиях свободной, пусть и социальной, рыночной экономики немецкое государство, однако, не может запретить увольнения или приказать экономике расти.
«Возможности государства стабилизировать конъюнктуру, - отмечает в этой связи Вольфганг Франц, - весьма ограничены. Государство может - и должно - мириться с повышением расходов на поддержку конъюнктуры и сокращением налоговых поступлений, не пытаться компенсировать такое сокращение за счет каких-либо мер экономии средств».
Кроме того, по мнению Вольфганга Франца, государство может содействовать промышленному росту, что уже отчасти сделано принятием правительственного пакета мер по стимулированию экономики. «Но больше государство сделать не может, и не стоит предаваться иллюзиям», - заявил он.
Немецкое правительство, тем не менее, не оставляет попыток уговорить хотя бы крупные концерны ФРГ воздержаться от массовых увольнений.
Саммит у канцлера Германии
Об этом, в частности, шла речь на состоявшейся в воскресенье, 14 декабря, встрече канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) и некоторых ее министров с капитанами немецкой индустрии, экспертами и профсоюзными деятелями.
Совсем безуспешной эта попытка не была. В ходе семичасового заседания топ-менеджеры ведущих немецких компаний пообещали взять на себя добровольное обязательство воздержаться в будущем году от увольнений, что изрядно порадовало министра финансов Пеера Штайнбрюка (Peer Steinbrück).
«Одно из позитивных заявлений представителей реальных секторов экономики, - заявил министр по итогам встречи, - намерение договориться об отказе от вынужденных по производственным причинам увольнений».
Директор Центра европейских экономических исследований Вольфганг Франц сдержанней оценивает итоги воскресного саммита в ведомстве федерального канцлера.
Он считает, что предприятия хоть и посулили дать гарантии сохранения рабочих мест, но насколько реалистичными окажутся такие посулы, будет зависеть от конъюнктуры в будущем году.
На следующий «кризисный саммит» в начале января Ангела Меркель пригласила руководителей всех 30 крупнейших немецких компаний, представленных в биржевом индексе DAX.
Сокращенный рабочий день
В обмен на их гарантии сохранить, несмотря на кризис, сотни тысяч рабочих мест правительство в свою очередь обещает принять меры по поддержке предприятий. К их числу относится, например, расширение практики сокращенного рабочего дня.
В период временного простоя хозяева предприятий могут вовсе распустить работников по домам, сохранив, однако, их в штатном расписании. Зарплату в таком случае им платить не надо, живут они на пособие от федерального агентства занятости в размере 67 процентов прежней заработной платы. Предприниматель, правда, продолжает делать за них полагающиеся отчисления в фонды соцстраха. Такой вынужденный «отпуск» не может длиться дольше полугода.
Правительство обещает этот срок увеличить, а заодно избавить предпринимателей от необходимости в период простоя финансировать фонды социального страхования - лишь бы люди остались в штате.
|