|
|
Лорд Хаттон |
|
Независимая комиссия предложила реформы, в результате которых британские служащие в государственном и некоммерческом секторе станут платить больше в счет своих будущих пенсий, работать дольше, а размер пенсий при этом сократится.
Комиссия во главе с лордом Хаттоном в течение 9 месяцев рассматривала существующие пенсионные схемы для учителей, университетских преподавателей, полиции, пожарных, военных и других категорий госслужащих.
Главная рекомендация этого доклада состоит в том, чтобы разорвать связь между размером пенсий и уровнем последней зарплаты. Именно такие схемы до сих действуют в британском госсекторе.
Причем в докладе Хаттона речь идет не о государственных пенсиях - это отдельная тема - а о пенсионных схемах, которые существуют в государственных организациях.
Проанализировав доклад комиссии Хатона, эксперты пришли к выводу, что общеевропейская тенденция к замораживанию прежде весьма щедрых пенсионных схем теперь докатилась и до Британии.
Профсоюзы против
Неудивительно, что основные профсоюзы страны немедленно высказались против реформы.
"Возникает неизбежный вопрос - а вообще нужна ли такая реформа? - спрашивает представитель крупного профсоюза транспортных рабочих GMB Брайан Страттон. - По моему мнению, и по мнению членов нашего профсоюза, нынешние предложения вовсе не являются реформой, они скорее направлены на полное разрушение пенсионной системы в некоммерческом секторе".
Многие профсоюзные активисты видят в этих предложениях стремление нынешнего правительства снизить государственные расходы за счет рядовых работников.
Однако председатель комиссии лейборист лорд Хаттон отрицает, что предлагаемая реформа пенсионной системы продиктована стремлением сэкономить государственные средства. По его словам, эти предложения никак не соотносятся с нынешними мерами правительство по сокращению дефицита бюджета. Они направлены в будущее - на период в 30-40 лет от сегодняшнего момента.
"Я хочу обеспечить приемлемый уровень пенсионного дохода для миллионов работников государственного и некоммерческого сектора, - заявил лорд Хаттон. - Если же мы будем и дальше отрицать, что нынешняя система становится неподъемной для общества, что она обходится все дороже, что продолжительность жизни растет, нам угрожает опасность оказаться в финансовой пропасти. Ни я, ни мой коллеги по комиссии этого не хотим".
В Британии существует довольно сложная пенсионная система, состоящая из нескольких компонентов.
Во-первых, государственную пенсию с 65 лет (с 60 для женщин) получает каждый, кто делал взносы всю жизнь в государственную страховую систему. Это пенсия сравнительно небольшая - в среднем не более 90 фунтов в неделю (около 145 долларов), прожить на нее трудно.
Во-вторых, большинство служащих госсектора являются членами корпоративных пенсионных схем - в них они делают взносы наряду с взносами компании и накапливают свой личный пенсионный фонд. Он как раз до сих пор и высчитывался на основании последней зарплаты. Именно такие схемы сейчас испытывают дефицит.
Согласно предложениям комиссии Хаттона, размер пенсии участников подобных схем будет рассчитываться на основе среднего уровня заработков на протяжении всего срока работы, а не последней по времени зарплаты, как происходит сейчас.
И, наконец, существуют частные пенсионные схемы, где сами участники откладывают деньги в банках или инвестиционных фонах. Обычный пенсионный доход и состоит из этих трех компонентов. Предложения Хаттона относятся только ко второму из них.
Денег нет и не будет
Сотрудница Национальной ассоциации пенсионных фондов Джоанн Сегарс считает, что в целом предложенная комиссией Хаттона реформа учитывает интересы и государственных служащих, и налогоплательщиков вообще.
"Мы считаем, что лорду Хаттону удалось добиться равновесия между стоимостью новой системы и ее справедливостью, - говорит Сегарс. - Ведь если пенсионные схемы окажутся банкротами, а опасность этого вполне реальна, расходы на содержание миллионов пенсионеров лягут на бюджет, то есть всех налогоплательщиков. Поэтому предлагаемые меры по увеличению пенсионного возраста, размера вкладов и прочее являются вполне взвешенными и справедливыми".
В Британии, в отличие от России, люди давно поняли, что они не могут более полагаться на помощь государства в обеспечении старости. Этим и объясняется такая сложность пенсионной системы.
Проблема состоит в том, что создавалась она в благополучные времена, когда казалось, что общество может позволить себе более щедрую поддержку пенсионеров.
Но сейчас происходит то, что уже давно предсказывали демографы и экономисты. Население стремительно стареет, доходность инвестиций падает, и с этим надо что-то делать. Вопрос в том, как отреагирует страна на такую реформу.
Во Франции, например, схожие предложения правительства Саркози вызвали волну протестов и забастовок.
Автор: Журавлёв Александр
|