|
|
|
На забастовку нефтяников в казахском городе Жанаозен автократический режим Нурсултана Назарбаева ответил насилием. Однако члены международного профсоюзного движения обвиняют также одну из левых групп в том, что та манипулировала бастующими и завела их в безнадежную конфронтацию.
Эрик Ли
В парламенте Казахстана в будущем будет несколько партий. Это после выборов в воскресенье столь же определенно, как и победа правящей партии Нур Отан, потому что так хотел президент Нурсултан Назарбаев. Партии, допущенные в настоящее время в парламент, все близки режиму. Оппозиционные кандидаты и на сей раз не были допущены. То, что Назарбаев счел необходимым придать своему режиму видимость плюрализма, объясняется растущим недовольством в стране.
Его наиболее ярким выражением служит продолжающаяся уже в течение многих месяцев, забастовка нефтяников в Жанаозене. 16 Декабря в этом западно-казахстанском городе произошли демонстрации и волнения, по крайней мере, 16 человек были убиты. Там до сих пор действует чрезвычайное положение. Подоплека конфликта оспаривается. Согласно сторонникам троцкистского «Комитета за рабочий Интернационал» (КРИ), это было неспровоцированное убийство безоружных забастовщиков полицией. КРИ даже проводил параллели с «июльским восстанием» 1917 года в российском Петрограде. Тогда вспыхнули стихийные демонстрации рабочих и солдат против Временного правительства. Большевики пытались захватить гегемонию на демонстрациях и свергнуть правительство. Правительство отреагировала сильными репрессиями и расстреляло сотни мирных демонстрантов.
Однако активисты казахского, российского и международного профсоюзного движения критикуют КРИ. Бастующими нефтяниками манипулировали, их провоцировали посторонние, что привело к трагическим событиям, в ходе которых были сожжены здания, а насилие исходило с обеих сторон. С одной стороны, выдвигается обвинение в предательстве, с другой стороны, – утверждение, что небольшая группа левых авантюристов вступила в союз с казахскими олигархами, которые выступают против нынешнего режима, и привела массовое движения к неминуемому поражению.
Забастовка нефтяников началась в мае прошлого года. Сначала они требовали повышения заработной платы, но недавно к их требованиям присоединилась национализация нефтяного сектора. Их объявленная незаконной забастовка с самого начала была встречена насилием и репрессиями. Адвокат, представлявшая интересы рабочих, была приговорена к шести годам лишения свободы, некоторые сторонники и их дети стали жертвами убийств.
Однако, как говорится в заявлении Международного союза работников пищевой промышленности, не было никаких избранных представителей от рабочих, которые могли бы вести переговоры с администрацией фирмы и государства. Таким образом для пришедших извне групп, таких как КРИ, представилась возможность взять на себя руководящую роль и утверждать, что они говорят от имени рабочих.
Пол Мэрфи из Ирландии, депутат Европейского парламента и член КРИ, вылетел в регион, встретился с забастовщиками и провел пресс-конференции. Критики КРИ говорят, что Мэрфи обнадежил бастующих и привел их к мысли, что они нуждаются только в его поддержке, а не в собственной организации. Он и его группа сыграли ведущую роль в кампании, которая была направлена не только против авторитарного правления Нурсултана Назарбаева, но и против международного профсоюзного движения.
Это не облегчило профсоюзам проявление солидарности. Они не чувствовали себя желанными, так что даже на бойню 16 декабря не последовало реакции. Например, всемирная профсоюзная федерация нефтяного сектора ICEM не пожелала заниматься конфликтом, в котором она постоянно служит объектом нападок со стороны КРИ. Другая всемирная федерация профсоюзов, Международная федерация работников транспорта, сделала четкое заявление, осуждающее это массовое убийство.
Международная конфедерация профсоюзов МКП, чьим президентом является Михаэль Зоммер от Объединения немецких профсоюзов, отреагировала на насилие в декабре сбалансированным заявлением, не возлагая всей вины на власти. В аналогичном духе высказалась Шаран Барроу, генеральный секретарь МКП: «Насилие должно быть немедленно прекращено, и все стороны должны признать, что единственным решением конфликта являются открытый диалог и переговоры», Это нельзя воспринять как явное обвинение в адрес какой-либо одной из сторон.
Видеосъемки, сделанные в этот день, вряд ли могут способствовать прояснению ситуации. На некоторых можно увидеть гражданских лиц, вероятно, забастовщиков, которые сбрасывают на трибуне динамики и другие предметы, предназначенные для торжеств по случаю дня независимости. Другие видео показывают, как вооруженные до зубов полицейские гоняются за протестующими и стреляют по ним. Никто не отрицает, что несколько зданий были сожжены, в том числе мэрия и штаб-квартира нефтяной компании. Сторонники забастовщиков заявляют, что любое насилие было спровоцировано полицией.
Хотя международное профсоюзное движение ограничено в своих официальных возможностях действий, оно неофициально поддержала две интернет-кампании профсоюзного портала Labour Start. Вторая, более успешная кампания, которая началась в день убийства в Жанаозене, велась международными профсоюзными активистами. Она требует от правительства Казахстана, «немедленно прекратить насилие против мирных протестующих нефтяников и членов их семей в Жанаозене».
Независимые репортажи в Казахстан не представляется возможными, кроме того, режим пытался всеми силами отключить другие каналы информации в стране. Но последние отчеты указывают на то, что первоначальные оценки о количестве убитых и раненых, которые были опубликованы правительством, могут быть заниженными. Даже если обстоятельства уличных боев остаются неясными, не подлежит сомнению, что полиция использовала чрезмерное насилие.
В настоящее время ситуация в Жанаозене успокоилась. Рабочие снова провели мирные демонстрации. Несмотря на чрезвычайное положение, в воскресенье здесь также прошли выборы, однако корреспондент агентства Рейтер сообщил, что в городе царит атмосфера страха. По официальным данным, Нур Отан получила в Жанаозене 70% голосов.
С момента обретения независимости от Советского Союза 20 лет назад, Назарбаев правит без легальной оппозиции, и в этом настоящие выборы ничего не меняют. Организация независимого профсоюза в нефтяном секторе, жизненно важном для выживания режима, была бы серьезнейшим вызовом. Между тем, активисты в России и других странах обсуждают дальнейшие шаги. Было решено собрать деньги для семей бастующих, особенно для семей убитых и раненых. И, несмотря на неизменную враждебность со стороны КРИ, мировые профсоюзы продолжают свою кампанию по оказанию давления на режим Назарбаева. Он должен нести ответственность за насилие.
Перевод с немецкого: Лехтман Александр
|