|
|
|
Представьте, что ваш начальник - машина. Звучит, мягко говоря, странно? Но для некоторых это - уже почти реальность. Правда ли, что в будущем нами будут руководить роботы и бездушные алгоритмы?
В 1910 году на заводе Watertown Arsenal в Бостоне началась забастовка из-за того, что в один прекрасный день за спиной рабочего появился менеджер с секундомером в руке и начал замерять эффективность его труда.
“Ни одному тирану или рабовладельцу даже в экстазе своих самых бредовых снов не придет в голову ставить несчастного раба в такое унизительное положение”, - заявил тогда один из профсоюзных лидеров.
На заводе опробовался новый метод научной организации труда, разработанный американским инженером Фредериком Тейлором и известный как "тейлоризм". Внедрение этого метода должно было повысить эффективность производства.
Но рабочие взбунтовались. Как утверждали бастующие, тейлоризм означал управление заводом в стиле военной операции, когда менеджеры отдают приказы безропотным подчиненным и относятся к рабочим как к безмозглым неодушевленным существам.
Сегодня, спустя чуть более ста лет после тех событий, мы приблизились к новой форме сверхэффективного менеджмента - на тот раз с применением высоких технологий.
Мы сделаем вас ненужными
Автоматизация уже пришла на многие предприятия, руководство которых заботится о повышении производительности труда. Если это касается и вашей работы, то, возможно, вашим следующим начальником будет не тиран и не мямля. Вашим новым боссом может оказаться машина.
Мысль о том, что роботы и алгоритмы скоро начнут вытеснять на производстве людей, беспокоит многих, и не случайно. Как сказал в этом году Билл Гейтс, "через 20 лет потребность во многих навыках будет значительно ниже".
Автоматизация уже сделала человека ненужным во многих производственных сферах - от сборки автомобилей до приема заказов по телефону. А ученые университета Бирмингема в Великобритании в настоящее время тестируют автономного робота-сторожа, который может самостоятельно следить за безопасностью в офисе.
Но есть один вопрос, которым пока еще редко задаются: что это для нас значит - работать с начальником-роботом? Ведь, хотим мы этого или нет, но наиболее реальный сценарий будущего - это совместная работа в офисе роботов и людей.
Безжалостный алгоритм
Примитивные машины-менеджеры уже существуют, особенно если работа связана с интернетом. Возьмем. к примеру, принадлежащий компании Amazon сайт Mechanical Turk ("Механический турок" – так назывался созданный в XVIII веке шахматный "автомат", внутри которого прятался сильный шахматист - Ред.). Это сетевой рынок труда, где работодатель и работник могут найти друг друга для выполнения какой-либо рутинной задачи. Большая часть координации всех работ здесь производится алгоритмом.
На сайте выкладывается список самых различных небольших работ - от придумывания логотипа до перевода в текст аудиозаписей. Специальный алгоритм организует очередь из потенциальных кандидатов в соответствии с тем, как хорошо они работали до этого. Те, кто выполняли задания хорошо, ставятся в начало очереди, а нерадивые работники оказываются в хвосте.
Другие сервисы, например, MobileWorks, применяют похожие программы, выбирая кандидатов для выполнения небольших поручений (например, сделать фотографию или проверить таблицу), - и отбор проходит без участия человека.
Интернет-сайт Freelancer.com, предлагающий работу программистам, литераторам и архитекторам, тоже использует алгоритм, который отдает предпочтение наиболее эффективно работающим.
Эти алгоритмы не совсем автономны в нашем человеческом понимании, но они самостоятельно выполняют самые основные функции работодателя: распределение заданий, оценку и оплату качественно проделанной работы.
Некоторые алгоритмы уже научились подстегивать работников наподобие менеджеров-тейлористов, появившихся с секундомерами в руках на фабриках в начале XX века.
Американская писательница Мак Маклелланд, например, рассказала о своем опыте работы на складе компании, занимавшейся интернет-торговлей. Каждому сотруднику там дают портативный приборчик, указывающий, куда идти и какой пакет взять, чтобы подготовить к отправке.
Как рассказывает Мак Маклелланд, этот прибор фиксировал, сколько секунд она тратила на то, чтобы найти нужный пакет, и подсчитывал, сколько времени она теряла, не успевая выполнять все вовремя.
Непосредственным начальником Маклелланд на этом складе был человек, но большую часть времени ей руководила машина.
Могут ли алгоритмы в конце концов занять место в офисе, в котором руководят люди? Есть некоторые признаки того, что мы движемся именно в этом направлении. Процесс уже начался, по крайней мере, в тех компаниях, где на компьютер перекладываются некоторые руководящие решения.
Многие фирмы при приеме на работу уже используют анализ статистики поведения человека в интернете. Команды аналитиков в отделах кадров крупных корпораций, таких как Google или General Motors, применяют алгоритмы, просеивающие огромное количество информации о поведении их потенциальных сотрудников в сети.
Учитываются, в частности, все их комментарии на форумах, твиты и статусы в "Фейсбуке". В результате анализа выдается цифра, характеризующая степень готовности кандидата к предлагаемой должности.
Нечеловеческая эффективность?
Может ли компьютерная программа, предназначенная для анализа данных о кандидате, не только нанимать сотрудников, но и оценивать их работу и, может быть, даже принимать решение об увольнении?
Это пока не ясно, но подобные перспективы неизбежно вызывают сомнения и вопросы о том, как много самостоятельности стоит предоставлять таким компьютерным программам на рабочем месте. У идеи алгоритмов-менеджеров, однако, есть и горячие сторонники.
"Уверяю вас, для рабочего лучше, если его начальник - компьютер", - говорит Даниель Бароуи, создавший Нажать Automan - программу, используемую для распределения заданий на таких платформах, как Mechanical Turk. Действительно, машины непредвзяты и не подвержены офисным интригам и переменам настроения - если, конечно, их специально не запрограммировали на интриги.
Для того чтобы сотрудники были довольны и работали продуктивно, говорит Даниэль Бароуи, им необходимы ясные указания, самостоятельность и атмосфера, в которой позволяется иногда допустить ошибку.
Правильно составленные алгоритмы, без сомнения, в состоянии обеспечить такие условия. Они могут давать ясные указания и директивы, обрабатывать информацию с огромной скоростью, решать одновременно несколько задач, практически не ошибаясь.
Они устраняют заторы в работе, приводящие к очереди у дверей начальника и куче не разобранных бумаг на его столе. Компьютеры могут быть раздражающими педантами. Зато когда сотрудник совершает ошибку, они не начинают изводить его по пустякам и не придают произошедшему личностную окраску. А это, как известно, постоянный источник проблем в офисе.
Но нечеловеческая эффективность и отсутствие какой-либо гибкости могут оказаться и серьезными недостатками руководителей-роботов. Как такой начальник отнесется к хорошему работнику, у которого есть проблема со здоровьем, или к сотруднику, которого отвлекает от работы его больной ребенок?
Персональный подход
“Я думаю, что пройдет еще много времени, прежде чем компьютеры станут хорошими начальниками, потому что многие тонкости им пока недоступны”, - говорит директор Лаборатории динамики человека Массачусетского технологического института Санди Пентланд.
В качестве подтверждения этих слов Пентланд приводит результаты своего исследования. Ученый использовал информацию примерно с 2,5 тысяч датчиков, которые носили на себе работники различных компаний.
Эти датчики регистрировали ежеминутно около 100 данных о действиях своих носителей - о том, как много они говорят, как долго слушают, каков был тон их голоса, и так далее.
В результате этого эксперимента Санди Петланд выяснил, как начальники, общаясь с подчиненными, могут повысить производительность их труда и поднять настроение.
"Имеют значение не только факты или слова, но и то, как эти слова сказаны, - говорит Санди Пентланд .- В дискуссии существует человеческая сторона, и она очень важна"
Оценки Пентланда подтверждают результаты исследования "Проект кислород" (Project Oxygen) , проведенного компанией Google в 2009 году. Авторы исследования проанализировали более 10 000 отзывов о различных менеджерах.
Обнаружилось, что лучшими руководителями оказались те, кто находил время для разговора один на один с подчиненными и интересовался их личной жизнью и карьерой.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что люди лучше работают, когда их поощряют, уважают и когда на работе царит чувство единения. “А для этого нужен живой человек", - говорит Тереза Амабайл.
Если реакция рабочих на внедрение методов тейлоризма в начале ХХ века нас чему-нибудь и научила, так это тому, что дегуманизация труда обходится дорого, и самый большой урон она наносит человеческому счастью.
Возможно, скоро роботы и компьютерные программы смогут заменить вашего начальника. Но главный вопрос в том, согласимся ли мы им подчиняться.
|