|
|
|
Российский ВВП растет, растут и госрезервы, пухнет от нефтедолларов Стабфонд. Однако проблемы обеспеченной старости по-прежнему не решены. И ни одна из предлагаемых сегодня схем пенсионной реформы не гарантирует пенсионерам достойную старость.
ВАРИАНТ МИНФИНА. НАЛОГ НА МОЛОДОСТЬ
По мнению чиновников из Министерства финансов, основная нагрузка должна лечь на еще работающих россиян. Министерство предлагает ввести дополнительный трехпроцентный налог, который будет взиматься с годовой зарплаты всех трудящихся, которым сейчас еще не исполнилось 40 лет. Платить они этот налог будут до собственного выхода на пенсию. Так как эти деньги будут попадать в Пенсионный фонд не через единый социальный налог (ЕСН), а напрямую от работника, то фактически произойдет увеличение налога на доходы физических лиц с 13 до 16%. Средства пойдут на выплаты сегодняшним пенсионерам. Причем государство решило максимально продлить россиянам радость помощи престарелым - Минфин предлагает повысить пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин до 62,5 года.
Впрочем, есть возможность избежать уплаты нового налога. Для этого нужно всего лишь иметь ежегодный доход на уровне не ниже 1 100 000 рублей. Отчисления с доходов и так достаточно велики. По словам министра финансов Алексея Кудрина, через 2--3 года после введения этого пенсионного взноса пенсионеры могут рассчитывать на прибавку около 1000 рублей ежемесячно.
ВАРИАНТ ГОСДУМЫ. ДАВАЙТЕ СКИНЕМСЯ
Однако с каждым годом количество пенсионеров увеличивается, и существующих налогов уже не хватает даже для выплат сегодняшних смехотворных пенсий. Напомним, что сегодня средний по России уровень пенсий не превышает 3,5 тыс. рублей. Государство, со своей стороны, поспешило заявить о том, что денег у него, несмотря на нефтедоллары, не хватает и граждане должны проявлять больше самостоятельности в деле обеспечения себе достойной старости. Простимулировать их к этому власти решили введением системы пенсионного софинансирования. Что это значит?
На каждую тысячу рублей, добровольно перечисленную работником в Пенсионный фонд, государство накинет еще тысячу. Если же такие накопления осуществляет работающий пенсионер, то размер софинансирования составит 4 тыс. рублей. Впрочем, размер годовой господдержки в первом случае не может быть выше 12 тыс. рублей, а во втором - 48 тыс. рублей.
Однако этот аттракцион неслыханной щедрости в итоге также не принесет особенных результатов. Проблема - в возрасте дожития. По статистике в среднем после выхода на пенсию россияне живут около 19 лет. То есть, если разделить накопленную за десять лет действия программы софинансирования сумму, то получится, что ежемесячно прибавка к пенсии составит всего 1054 рубля. Оговоримся, что получить накопленные средства единовременно не удастся, передать по наследству тоже.
К софинансированию добровольных пенсионных накоплений смогут присоединиться и работодатели. В том случае, если организация будет, как и государство, накидывать на накопительный счет своего сотрудника по тысяче рублей, то эти платежи будут освобождены от ЕСН, налога на прибыль и подоходного налога.
ВАРИАНТ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ. ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ НАЧАЛЬНИК
Впрочем, это вряд ли может хотя бы немного утешить работодателей, для которых согласно другой чиновничьей инициативе, на сей раз исходящей от Минздравсоцразвития, может быть увеличен единый социальный налог. В министерстве решили особенно не утруждать граждан и поэтому предложили повысить ЕСН с 26 до 32%. При этом чиновники намерены изменить и существующую систему уплаты этого налога. Сегодня чем выше зарплата, тем меньше выплаты. Теперь налог будет для всех одинаковым в процентном исчислении. Однако если годовой доход сотрудника превышает 407 тыс. рублей, то ЕСН с его зарплаты и вовсе не взимается. Впрочем, для пенсионеров от того, что станут больше платить не работающие граждане, а работодатели, что-либо вряд ли изменится. В сухом остатке максимальная надбавка от увеличения ЕСН составит не больше 2 тыс. рублей в месяц.
ИМПОРТНЫЙ ВАРИАНТ. НОРВЕЖСКАЯ ПЕНСИЯ
Стоит отметить, что можно было бы не выжимать все соки из молодых трудящихся, толкая их доходы в тень, и не обирать работодателей, замедляя рост экономики, а последовать примеру других сырьевых держав, где нефтегазовые доходы идут на пенсионное обеспечение. Так, например, Норвегия, объявившая о создании «государства всеобщего благоденствия», еще в 1990 году создала Норвежский неф-тяной фонд, являющийся по совместительству и пенсионным. На сегодняшний день объем средств, находящихся в нем, превышает 150 млрд. долларов. Оговоримся, что в России также существует Фонд национального благосостояния (более 30 млрд. долларов). Однако власти очень трепетно относятся к трате денег из этой копилки, полагая, что, раздав его в качестве пенсий, положение улучшить не удастся. Поэтому он пока используется лишь для пенсионного софинансирования.
ЧАСТНЫЙ ВАРИАНТ. НЕСИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ
Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что наиболее выгодным и эффективным способом обеспечить себе безбедное существование в старости является вложение средств в негосударственные пенсионные фонды. В отличие от государственного пенсионного фонда, доходность вкладов в который за последние четыре года ни разу не превысила уровня инфляции, некоторые НПФ, напротив, показали очень неплохие результаты. Впрочем, и здесь нужно учитывать, что пенсионные резервы большинства этих фондов растут только за счет высоких цен на нефть, газ и прочее сырье. Не трудно себе представить, что произойдет, когда стоимость углеводородов на мировом рынке упадет. Но в этом случае пострадают вкладчики как негосударственных, так и государственных пенсионных фондов.
КТО ПОЗАБОТИТСЯ О БУДУЩЕМ
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему, кто, с точки зрения россиян, должен заботиться о будущих пенсиях работников. Большинство респондентов (73%) считают, что о будущих пенсиях должно заботиться исключительно государство.
Доля тех, кто считает, что позаботиться о себе нужно самим гражданам, составляет всего лишь 11%. Еще 8% опрошенных возлагают эту заботу на работодателей и лишь 1% - на профсоюзы. Затруднились ответить 7% россиян. Интересно, что в 2007 году на государство рассчитывали 69% россиян, на себя - 16%, на работодателя - 8%, и на профсоюзы - 2%. Рост иждивенческих настроений налицо.
Чем старше респонденты, тем более склонны они надеяться на государство - от 61% среди молодежи 18-24 лет до 87% среди опрошенных 60 лет и старше. Тем не менее надеются на себя 17% и 3% соответственно.
Всего были опрошены 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
показатели пенсионного обеспечения в России*
Годы
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Пенсионеры на учете в ПФР (тыс. человек)
|
38 164
|
38 184
|
38 313
|
38 325
|
Базовая часть пенсии по старости (руб.)
|
598,0
|
660,0
|
954,0
|
1035,1
|
Средний размер месячных пенсий (руб.)
|
1637,0
|
1914,5
|
2364,0
|
2726,1
|
Прожиточный минимум пенсионера (руб.)
|
1605
|
1801
|
2418
|
2731
|
Поступление в ПФР (млн. руб.)
|
770 457
|
932 507
|
1 298 734
|
1 581 085
|
Выплаты ПФР пенсий и пособий (млн. руб.)
|
776 446
|
932 699
|
1 265 186
|
1 492 806
|
*По данным Росстата. Данные за 2007 год еще не подсчитаны
|