ПИКЕТЫ В МОСКВЕ И ПИТЕРЕ
В субботу 28 апреля в Москве и Петербурге одновременно с 12 до 13 часов состоялись пикеты в поддержку профсоюзов пивоварни «Хайнекен» Петербург. В Москве акция солидарности, прошедшая по инициативе московского представительства Международного союза пищевиков (IUF) и Социалистического движения ВПЕРЕД, проходила напротив офиса Heineken Export Group на Новом Арбате. В ней приняло участие около 50 человек - представители ВКТ, НПГР, Профсоюза работников АПК (ФНПР), профсоюзов Московского метрополитена и «Сити-банка», а также работники заводов «Галлахер Лиггетт-Дукат» и «Эфес» и активисты левых организаций. Акция прошла под лозунгами: «Отношение «Хайнекен» к рабочим оставляет вкус горечи и разочарования», «Начать переговоры по зарплате немедленно!», «Забастовка — вплоть до начала переговоров», «Наша сила - в солидарности! Поддержим профсоюзы «Хайнекен»-Петербург!» и др.
В Петербурге рабочие завода вышли в пикет к проходной, чтобы еще раз заявить свои требования и выразить свистками протест против оскорбительного отношения к ним со стороны администрации. Поддержать их пришли представители Профсоюза работников АПК, Профсоюза теплоэнергетиков «Профтек», рабочие заводов Форд, Кока-Кола, Катерпиллар, Электросила, на пикете также развевался флаг немецкого профсоюза пивоваров NGG.
«Рабочих губит не пиво! Рабочих губит нищета!», «Прекратить давление руководства на рабочих!», «За достойную зарплату через переговоры между профсоюзом и администрацией!», «Хайнекен», плати за вредность!», «Даешь 13 зарплату!», «Переговоры по зарплате – наше право!» – такие плакаты держали участники акции.
По окончании пикета лидеры профорганизаций завода Алексей Велеулов и Валерий Соколов передали администрации свои предложения о проведении на предприятии 4 мая переговоров по вопросам, волнующим рабочих, и с целью выработки переговорных процедур на будущее. Если администрация займет конструктивную позицию и пойдет на подписание договора, то уже 4 мая «итальянская забастовка» может быть завершена. В противном случае трудовой конфликт и акции солидарности будут продолжены.
К ИСТОРИИ КОНФЛИКТА
Итак, 13 апреля на предприятии началась «итальянская забастовка». Требования рабочих просты: повышение зарплаты, введение компенсаций за работу во вредных условиях и системы премирования за превышение норм работы, а также вообще временного нормирования, в частности для погрузочных работ. За время конфликта заметно снизились объемы разгрузки-погрузки, несмотря на то, что администрация использует штрейкбрехеров, которым платит существенно больше, чем в нормальном режиме своим же сотрудникам, а также посадила на электропогрузчики менеджеров среднего звена.
Однако соль конфликта – не в том, чего именно хотят добиться работники, а в том, какой была реакция менеджмента. Казалось бы, ситуация обычная – профсоюзы выдвигают требования, потом начинаются переговоры с администрацией, которые обычно приводят к определенному компромиссу. Бывает и так, что переговоры заходят в тупик, тогда начинаются протесты и коллективные действия. Отличие нынешней ситуации в том, что здесь конфликт принял открытую форму до начала переговоров.
Причина этого проста – рабочим надоели заявления руководства «Хайнекен» Россия о том, что администрация не будет вести переговоров о зарплате. Анна Мелешина, менеджер по связям с общественностью «Хайнекен» Россия, заявляет, что в мае на предприятии проходят «ежегодные повышения зарплат, инициированные руководством компании… Время от времени они (работники предприятия) направляют руководству свои требования, что является стандартным рабочим моментом. У руководства, в свою очередь, по закону есть месяц для ответа». Иными словами – мы готовы выслушать ваши покорнейшие просьбы, а потом сами решим, что вам кинуть «от щедрот».
В этом реальная суть конфликта – отказ от переговоров о главном в трудовых отношениях, т.е. о балансе между объемом выполняемых работ и полученной за это реальной заработной платой. Хотя право на переговоры закреплено и в международном, и в российском законодательстве, менеджеры пытаются его сузить до рамок «путевки, пособия, матпомощь, в лучшем случае – охрана труда». Руководство «Хайнекен» Россия просто не хочет разговаривать со своими работниками.
Таким образом борьба рабочих «Хайнекена» - это борьба всего российского рабочего класса за право иметь представительство своих экономических интересов в лице профсоюзов. От того, каким будет итог противостояния, во многом зависит, кем будут в ближайшие годы чувствовать себя на предприятии профсоюзы – хозяевами или пустым местом.
СОЛИДАРНОСТЬ – ЗАЛОГ ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ
Еще одна существенная деталь нынешнего конфликта на «Хайнекен» Петербург – совершенно, к сожалению, не типичное для России сотрудничество двух существующих на предприятии профсоюзов - АПК и «Соцпроф». Как правило, мы наблюдаем противостояние между ячейкой ФНПР и «альтернативного» профсоюза (причем считающегося в ФНПРовской среде «альтернативным» и «работающим на раскол» даже в том случае, если его первичка возникла на предприятии раньше, как это происходит, например, на «Джи Эм – АвтоВАЗ»). Подобными межпрофсоюзными конфликтами активно пользуется менеджмент, «прикармливая» одну организацию в обмен на лояльность (чаще всего - ФНПРовскую) и затравливая с ее помощью другую.
Поэтому пример «Хайнекена», где профсоюзы выступили единым фронтом и проводят совместную акцию, - это важный сигнал для всего российского профдвижения.
Сегодня в стране идет бурное увеличение числа первичных организаций боевых демократических профсоюзов, в то время как - несомненно более крупная - ФНПР очевидно находится в кризисе и не может удовлетворить запрос трудящихся на организованную защиту их прав. Работники все новых отраслей и предприятий начинают осознавать себя не бесправными трудовыми единицами, а силой, способной на равных разговаривать с администрацией. Приходит осознание того, что борьба может быть успешной только в рамках единого действия организованного коллектива, за спинами которого стоят десятки и сотни других коллективов. Соседство на пикете плечом к плечу горняков и банковских служащих, пивоваров и машинистов метрополитена показывает решимость представителей самых разных профессиональных групп встать вместе в единую колонну для борьбы с трудовым бесправием!
* * *
Тем временем на предприятии по-прежнему отгрузка продукции существенно снижена. В ночную смену с 26 на 27 апреля с линий снято около 1100 поддонов вместо 1500 обычных, отгружено 4 вагона вместо 8, с завода ушло около 20 машин вместо 40.
«Хайнекен» - третья пивоваренная компания в России по объему продаж. В состав группы компаний Heineken в России входят 10 заводов, в том числе: ООО «Пивоварня Хайнекен», «Волга» в Нижнем Новгороде, «Шихан» в Стерлитамаке (Башкортостан), «Сибирская Пивоварня Хайнекен» в Новосибирске, «Патра» в Екатеринбурге, «Комбинат им. Степана Разина» в Санкт-Петербурге, «Байкальская пивоваренная компания» в Иркутске и «Пивоварни Ивана Таранова». Основные бренды: «Бочкарев», «Охота», Heineken, Buckler, Guinness Foreign Extra Stout, Amstel, Zlaty Bazant, Bud.