АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Авторские колонки
02.10

Учителя готовы бороться за лучшую жизнь

Фотогалерея (3)

В прошлое воскресенье, 25 сентября, в Москве прошел семинар, посвященный вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы. В обсуждении приняли участие представители педагогических коллективов из разных регионов России, медики, актив Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» и эксперты Института глобализации и социальных движений. «Какая зарплата бюджетников будет считаться достойной?», - был основной вопрос семинара.

Так стало ли жить лучше?

Значительная часть обсуждения на семинаре была посвящена вопросу, существует ли реально повышение зарплат педагогов, о котором постоянно говорят и президент России Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин. Рассматривались конкретные ситуации, когда, по словам чиновников, повышение зарплат составляет 20-30 %, а реально оказывалось, что всего 5-10 %.

Многочисленные примеры искажения реальной ситуации с оплатой труда, - когда официальные данные говорят одно, а жизнь демонстрирует совсем другое, - приводили учителя из города Невинномысска Ставропольского края, Ульяновска, Омской области, Братска Иркутской области, Новосибирска, Москвы, Петербурга и других городов. «Везде одно и тоже, примерно одинаковая ситуация», - рассказывает педагог из Москвы, член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

«Самая большая проблема состоит в том, что когда говорят о повышении зарплат учителям, то имеют в виду среднюю зарплату учителя. При этом, не принимается во внимание, что преподаватель работает обычно на полутора или даже на двух ставках. То есть учитель перерабатывает, нарушая все мыслимые и немыслимые нормы», - говорит Всеволод Луховицкий. Присутствовавшие на семинаре учителя приводили конкретные примеры, на какие переработки приходится идти учителю, чтобы просто прокормить себя и свою семью.

Также обсуждался вопрос о критериях, по которым должна  рассчитываться «достойная» зарплата педагогических работников. Эксперт Института глобализации и социальных движений Анна Очкина отметила: «Все время говорят о процентах повышения зарплаты. При этом мы понимаем, что для того, чтобы зарплата была достойной, нужно повышение на 200-300-500 %, которого власти не дадут. То есть речь идет не о каких-то заоблачных суммах, а именно о достойной зарплате, которая реально бы обеспечивала учителю возможность оставаться профессионалом».

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов напомнил, что некоторое время назад Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) разработал научный метод расчета зарплаты работников бюджетной сферы. В основу этого метода были положены требования восстановления физического и интеллектуального потенциала работника и поддержания им необходимой квалификации и социального самочувствия. Сотрудники ВЦУЖ отмечают, что в основу определения уровня оплаты труда преподавателя не может быть положен бюджет обычного при таких расчетах прожиточного минимума. «С учетом экономико-социо-культурного портрета учителя для определения размеров его заработной платы необходима разработка нормативных потребительских бюджетов, учитывающих тяжесть, напряженность, сложность и социальную значимость его труда», - говорят авторы методики.

Большое внимание участники семинара уделили вопросам, связанным с увеличением количества всевозможных бюрократических процедур в школе. «Приходится писать огромное количество каких-то протоколов и отчетов. По поводу протоколов - у нас одного преподавателя оштрафовали на 10 000 рублей. Из Рособрнадзора к нам в школу пришла комиссия, которая проверяла и внимательно читала протоколы родительских собраний. В итоге, выписали штраф. Замечание было такое - протоколы родительских собраний написаны формально», - рассказывает преподаватель ульяновской школы Надежда Селиверстова.

Всеволод Луховицкий в связи с этим отмечает: «Скажем, в 90-е годы у учителя была свобода преподавания. В первой половине 2000-х дали немножко денег, но уже забрали свободу. Сейчас же ситуация, когда нет ни денег, ни свободы».

Кроме профессиональной вопрос зарплаты рассматривался и с гендерной точки зрения, ведь большинство занятых в образовательной и медицинской сферах - это женщины. Напомним, по статистике уровень оплаты труда женщин в российской экономике гораздо ниже, чем у мужчин. Поэтому повышение заработных плат в образовательной сфере, - традиционно находящихся на достаточно низком уровне, - рассматривалось участниками встречи как необходимое условие обеспечения прав женщин.

Эффективные методы борьбы


На семинаре обсуждались разные варианты действий, которые уже применялись преподавателями в разных ситуациях, - забастовки, голодовки, обращения в суды. Однако ни один из этих вариантов не оценивается участниками встречи как безусловно эффективный. «Все упирается, в конце концов, в то, что люди не верят, что в ходе каких-то действий их поддержит коллектив. Дело в том, что люди в образовании привыкли действовать индивидуально. Факты последовательных коллективных действий воспринимаются, как некое исключение», - рассказывает Всеволод Луховицкий.

Участниками встречи обсуждались возможные новые формы борьбы и публичного донесения точки зрения преподавателей. В частности, говорилось о том, что не нужно замыкаться в рамках трудового коллектива, необходимо активно работать с населением, активно применять художественные методы агитации, делать выставки и так далее. Как рассказала Надежда Селиверстова из Ульяновска, во время протестной голодовки преподавателей их школы поддерживал практически весь микрорайон. Она объяснила это тем, что долгое время учителя проводили клубы по разным тематикам, в которые старались привлекать население близлежащих домов.

Достаточно интересным было выступление фельдшера скорой помощи из города Иваново Эдуарда Каляманова. Он рассказал, что как и преподаватели, медицинские работники получают крайне маленькие зарплаты. Также как и в школах вводится много лишних бюрократических процедур, разнообразных бумаг и отчетов, усложняющих работу медиков. По его словам, в трудовом коллективе в какой-то момент возникла инициативная группа, объединяющая как фельдшеров скорой помощи, так и врачей. Готовятся публичные акции протеста. Кроме того, медики думают о создании профсоюзной организации, так как официальный ФНПРовский профсоюз фактически не работает.

Эдуард Каляманов рассказал также, что они налаживают контакты с другими социальными движениями города. «Общественность нас поддерживает», - сказал он. В ходе обсуждения было отмечено, что важно было бы наладить сотрудничество медиков и учителей. «Все бюджетники - братья. Все мы, и медики, и врачи, оказались в одинаковой ситуации по воле чиновников. Надо ситуацию менять, а это лучше делать вместе. Это будет иметь не только арифметический результат. Дело в том, что сложение усилий разных секторов может дать очень серьезный эффект, так как позволит и врачам и медикам и работникам культуры увидеть общность проблем и сделать выводы о направленности государственной политики в сфере общественных благ. Именно поэтому власть очень боится всякого объединения», - поделился своими соображениями Андрей Демидов.

На следующий после семинара день, 26 сентября, проблемы бюджетников были подняты во время пресс-конференции, проходившей в Независимом пресс-центре. На пресс-конференции среди прочего было объявлено, что 5 и 7 октября преподаватели проведут акции протеста. Отметим, что обе эти даты не случайны: 5 октября отмечается международный день учителя, а 7 октября состоится всемирный день борьбы за достойный труд. В этих акциях непосредственное участие примут российские свободные профсоюзы, в том числе и Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель».

«Участие в дне единых действий, с одной стороны, позволит бюджетникам понять, что их проблемы не являются уникальными, а с другой - опереться на поддержку более мощных и опытных профсоюзов из других отраслей экономики. Это, безусловно, усилит зарождающееся в нашей, образовательной, отрасли профдвижение», - уверен Андрей Демидов. Автор: Лехтман Александр

|
Источник: Профсоюзы Сегодня
к началу статьи авторские колонки версия для печати
фотогалерея добавить статью нарушение трудовых прав архив

Другие статьи автора
17.10
2011
Недавно посетивший Москву голландский художник Маттайс де Бройне дал интервью порталу «Профсоюзы сегодня», в котором рассказал о том, как происходит взаимодействие между художником и профсоюзом.
14.10
2011
14 октября, завершила свою работу миссия Международной организации труда в России. Интервью порталу «Профсоюзы сегодня» об итогах работы миссии МОТ дал Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко.
12.10
2011
На этой неделе в Москву прибыла миссия Международной организации труда во главе со специальным советником генерального директора МОТ Кари Тапиолой.
07.10
2011
В рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» в нескольких российских городах прошли акции, организованные профсоюзами Конфедерации труда России.
04.10
2011
Рима Шарифуллина, Координатор гендерной политики Конфедерации труда России: "Необходимы совместные акции и кампании женских организаций и профсоюзов. Через них возможно привлечение женщин к борьбе за свои трудовые права..."
02.10
2011
В прошлое воскресенье, 25 сентября, в Москве прошел семинар, посвященный вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы. В обсуждении приняли участие представители педагогических коллективов из разных регионов России...
28.09
2011
Александр Лехтман: Ситуацию в Греции можно описать всего в двух словах - бастуют все. Какой выход из сложившейся ситуации предлагают профсоюзы и предлагают ли вообще?
15.09
2011
Интервью с председателем Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Алексем Этмановым: о предстоящих думских выборах, профсоюзах и своих планах.
13.09
2011
Пётр Золотарёв, лидер Профсоюза «Единство» на «АвтоВАЗе»: «Я иду на выборы, чтобы представлять интересы людей, которые борются за свои права и хотят перемен...»
01.02
2008
Обзор массовых акций протеста, прошедших в Европе осенью 2007 года.
02.05
2007
В течение уже трех недель – с 13 апреля на пивоварне «Хайнекен» в Петербурге проходит «итальянская забастовка», которую администрация предпочитает игнорировать.
наверх авторские колонки лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: