|
|
Фото: Н. Демина |
|
Член Совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий поделился мнением о том, почему образование – не товар, а социальное благо и почему для того, чтобы не уничтожить целый сегмент городского образования, необходимо придерживаться представлений о равенстве.
Наверное, если бы 19 сентября наши ученики не написали открытое письмо президенту РФ и высшим чиновникам, мы бы так и продолжали кулуарно решать проблему школы, не пытаясь выйти в публичное информационное пространство.
В конце августа мы узнали, что в школе «Интеллектуал» сократили финансирование в 5 раз и что нам советуют объединиться с какой-нибудь школой, получающей большее финансирование, чем мы. Тогда мы начали самостоятельный поиск средств и пытались добиться дополнительного финансирования. Потом наши дети написали письмо. С тех пор события развивались стремительно.
23 сентября было объявлено предварительное голосование об отношении к слиянию школы, в котором приняли участие около 400 человек. Причем разрешено было голосовать детям младших классов и выпускникам. То есть никакой юридической силы оно не имело. В итоге только 70 человек высказалось за объединение.
24 сентября директор школы Юрий Тихорский передал в западное управление образования письмо, в котором он просит начать процесс реорганизации школы «Интеллектуал» и объединения ее со школой №1588. Правда, там есть один абзац о том, что родительская и педагогическая общественность согласны с этим, а это не соответствует действительности. В тот же день собрался Управляющий совет школы, который решил опротестовать письмо директора и рассматривать разные варианты реорганизации, не торопясь, последовательно.
25 сентября глава московского Департамента образования Исаак Калина подписал указ о том, что начинается процесс по реорганизации и объединению школ.
26 сентября мы с коллегами провели в школе профсоюзное собрание и подготовили официальное обращение, высказавшись против незаконного приказа и наметив некоторые шаги по защите школы. Мы будем опротестовывать заявку на реорганизацию, проверять ее законность, а также собираемся подать заявку на митинг в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями на 11 октября на Пушкинской площади.
Новые правила
Во всей истории школы «Интеллектуал» отражены сразу две важные проблемы с реформой образования, в нашем случае они слились в одну. Это, во-первых, проблема нормативно-подушевого финансирования школ и введения новой системы оплаты труда (НСОТ, пилотный проект по введению НСОТ стартовал в 2011-м и закончился 1 декабря 2013 года) и, во-вторых, объединение школ в большие комплексы.
При подушевом финансировании («деньги идут за учеником») школа на 289 детей, такая как наша, не выживет, как и все школы для детей с особыми образовательными потребностями. Новый закон вынуждает делать большие школы-комплексы, только тогда они становятся экономически выгодными.
Но ведь говорить об экономической выгоде по отношению к образованию нельзя! Образование – это не услуга, не товар, это социальное благо.
В Москве окончательное введение подушевого финансирования и НСОТ связано с пилотным проектом, в который школы вступали в течение 2011-2013 годов. Школы брали на себя серьезные обязательства по «оптимизации» и введению НСОТ, а за это получали повышенное финансирование. При этом широкой публике было объявлено, что теперь все московские школы наконец-то финансируются хорошо (около 107 000 на ученика). О том, что это финансирование дается только вошедшим в пилот, старались не упоминать.
Что делали в эти годы такие школы, как «Интеллектуал»? Работали по-прежнему и, как до реформы, получали повышенное финансирование. Ведь понятно, что если в школе больше учебный план или серьезное дополнительное образование, если, наконец, это школа полного дня или интернат, то и финансироваться она должна по другим нормативам. Но с 1 сентября такие школы неожиданно лишились субсидий. Так, бюджет школы «Интеллектуал» сократился в 4,5 раза: мы получили 63 000 рублей на ученика. Выяснилось это посреди финансового года, и мы сразу оказались в тяжелой ситуации.
И началось финансовое давление, смысл которого: как только вы объединитесь, сразу появятся деньги.
А ведь пилотный проект анонсировался как эксперимент. Теперь получается, что детей наказывают за то, что школа не участвовала в эксперименте.
Мы сейчас даже не просим повышенного финансирования, но не понимаем, почему город не может платить нам столько же, сколько всем остальным школам.
Почему мы против немедленного объединения?
Я не говорю, что сама по себе идея объединения всегда плоха. Но ему должна предшествовать серьезная работа, это должен быть постепенный процесс и, прежде всего, добровольное объединение. Так, когда объединялись школы под эгидой знаменитой 57-й школы, все прошло нормально, потому что директор 57-й школы знал обо всем заранее, продумал возможности школы, готовил к этому учителей, просчитывал все риски.
В нашем же случае, как и в случае других школ, например №1189, это даже не брак по расчету, а настоящее принуждение. С другой стороны, многие педагоги и родители считают, что для таких школ, как наша, объединение нежелательно. Причем это касается всех школ для детей с особыми образовательными потребностями.
Мы считаем, что у нас особенный контингент, с нашими детьми необходимо работать в маленьких учебных группах (10-12 человек).
Кроме того, слияние коснется не только системы преподавания. Например, в нашей школе работает большая психологическая служба: потому что все дети разные, не всегда социально адаптированные, умеющие общаться. Я не уверен, что удастся сохранить такую психологическую службу при слиянии. То же самое может произойти и с библиотекой.
В больших школах, при слиянии даже двух хороших школ роста качества образования может не быть. В хорошей школе главное — атмосфера, индивидуальные отношения детей с педагогами и директором. В школе-комплексе этого, как правило, не получается. Исключения, разумеется, бывают — если школы объединяются по доброму согласию. И, как показала практика, в уже объединившихся школах тоже происходит сегрегация – появляются сильные А и Б классы, слабые В и Г, в них меньше дополнительных занятий.
И самые сильные ученики — обычно из сильных школ. Собственно, именно за их счет улучшаются показатели больших школ-комплексов.
Сама идея нынешней образовательной реформы — очень примитивно понятое равенство — к равенству не ведет, потому что для настоящего равенства необходим учет потребностей детей. Если объединить (как уже было сделано однажды три года назад) спортивную и коррекционную школы, то это будет не равенство, а нарушение права учеников на получение образования.
Эксперименты с образованием
То, что пилотный проект 2011 года стал действующим в большинстве московских школ в 2014 году, меня не удивляет. Это судьба всех экспериментов, которые проводятся в области образования. Ведь ЕГЭ тоже был экспериментом, потом было объявлено, что эксперимент завершился удачно, хотя никаких сравнительных исследований не было предъявлено, их никто и не проводил.
Наш профсоюз «Учитель» еще в 2011 году выставил главное требование — заморозить любые эксперименты и начать их проводить и организовывать, как положено: чтобы были контрольные группы, проверки, независимые эксперты.
Может, со временем в Министерстве образования поймут, что это неудачный проект, и тогда через год или два начнут разделять школы. Как было в советское время с колхозами.
Но пока что большинство просто принимает навязанные условия, поэтому так мало информации о школах, у которых такие же проблемы, как у «Интеллектуала», или №1189, или у знаменитого Химического лицея. Школа №1189 ведет себя активно, они увидели письмо наших детей и тоже написали письмо, стали собирать подписи против объединения. Почему остальные молчат? Потому что боятся за школы. Так, в наш профсоюз звонили учителя из одной коррекционной школы, думали тоже написать письмо, но так ничего и не сделали. Все стараются сидеть тихо-мирно, все боятся сказать лишнее слово. Но не из-за страха потерять работу: люди боятся, что школу закроют, а детей отправят в обычные школы.
Надежды на будущее
Сейчас готовится приказ Министерства образования о поддержке школ для одаренных детей, на который мы возлагаем надежды. Но большой вопрос, когда он будет принят и какое финансирование получат подобные школы – федеральное или региональное. Если будет региональное, то это может и не решить наши проблемы, потому что именно Департамент образования г. Москвы будет решать, нужны ли ему подобные школы.
Московский закон об образовании еще не принят, не опубликован даже его проект. Мы надеемся на то, что депутаты новой Мосгордумы примут закон, в котором будут учтены потребности таких школ, как «Интеллектуал».
|