Дан Галлин – директор Глобального института труда, организации, созданной в 1997 году для развития международного профсоюзного движения и укрепления связей организаций трудящихся с другими прогрессивными силами глобального гражданского общества. До этого на протяжении более трех десятилетий Дан Галлин занимал пост генерального секретаря IUF. Публикуем его выступление на международной конференции «Новые профсоюзы и демократические левые: исторические корни и идейные ориентиры» 2 ноября 2013 года в Киеве.
Товарищи, я думаю, нам стоит начать с определений.
Прежде всего, что такое «рабочее движение»?
В широком смысле это понятие охватывает нечто далеко выходящее за пределы профсоюзных организаций, ведь исторически к нему относились многочисленные и разнообразные политические и гражданские объединения. Однако профсоюзы были и остаются наиболее важным компонентом рабочего движения, первой, а часто и последней линией обороны трудящихся. Ни один из институтов рабочего движения не смог бы выжить без опоры на профсоюзы – во всяком случае, как институт, признаваемый рабочим классом своим.
Поэтому, говоря «рабочее движение», я имею ввиду именно профсоюзы, помня однако, что вокруг них всегда существовало более широкое социальное движение.
Корни рабочего движения питает, вдохновляя и структурируя его, целая плеяда идеологических концепций: марксизм в самых разнообразных (часто противоречащих друг другу) интерпретациях; восходящий к анархизму революционный синдикализм; консервативный синдикализм как идеология прагматического юнионизма; христианские (чаще всего - католические) социальные доктрины; радикальная идеология освобождения пост-колониального мира; и многие другие.
Каждая организация имеет цели и ценности, основанные на ее собственной идеологической традиции. Но традиции разных организаций имеют нечто общее, поскольку являются выражением общего классового интереса. И эта общность до сих пор определяет культуру движения, находит отражение в его ценностях и целях.
Итак, если бы мы попытались описать рабочее движение так, чтобы с нами согласились все его основные участники, мы бы назвали его старейшим социальным движением, стремящимся преобразовать общество во имя универсальных ценностей и сделать его отвечающим потребностям и устремлениям всех людей.
Первой из этих фундаментальных ценностей, лежащей в основе всех остальных, является утверждение достоинства человека. Эта ценность превыше даже стремления к жизни, поскольку люди готовы умирать за нее.
С ней связана вторая ценность:равенство. Все люди одинаково значимы и должны иметь равные права.
Отсюда происходит третья ценность – справедливость. Совершенно недопустимо, чтобы из-за способа разделения власти в обществе одни наслаждались богатством и привилегиями, тогда как другие, значительно превосходящие их числом, были обречены на бедность, голод и раннюю смерть.
Наконец, все люди жаждут свободы: свободы от эксплуатации и угнетения, свободы развивать свой человеческий потенциал.
Достоинство, равенство, справедливость и свобода – вот те ценности, на которых было основано всякое движение против угнетения, всякая освободительная борьба в истории. И они же лежат в основе современного рабочего движения.
Но что радикально отличает современное рабочее движение от многих других, объединявших людей в борьбе за свободу, это его интернациональная природа. Ее корень – в осознании того, что рабочие повсюду в мире составляют один класс, имеющий общее происхождение.
Понимание, что только вместе члены этого класса смогут добиться победы справедливости и свободы, находит свое выражение в концепции солидарности – еще одной основополагающей ценности нашего движения. Именно таково значение таких известных лозунгов как «Пролетарии всех стран, объединяйтесь», «Один за всех – и все за одного» или «Пока мы едины, мы непобедимы».
Ценности рабочего движения лежат в основе его концепции демократии. Впрочем, здесь нам снова потребуется определение – существует слишком много различных интерпретаций термина «демократия».
Прежде всего, необходимо понимать, что демократия – это не статическое состояние общества и не цель, которой можно достичь. Напротив, это процесс, метод и культура. Демократия – это всегда продолжающаяся работа, не оканчивающаяся в какой-то точке во времени.
Если позволите отклониться от темы, тут то же самое, что с революциями. Революция – это не одномоментное событие, а процесс. Разумеется, всегда есть событие, оно – результат процесса, но процесс продолжается и после того, как событие имело место. По-моему, самый важный вопрос: что будет на следующий день? Мне всегда хотелось создать некое «Движение 2 мая» – т.е. движение «следующего дня», дня после праздника, когда приходит время осознать: мы в начале долгого пути, нам необходимо смотреть далеко вперед. Нам нужно движение не спринтеров, а бегунов на длинные дистанции... Разумеется, большинство из нас – и так члены такого негласного движения.
Но вернемся к теме демократии.
Думая о демократии, мы не должны забывать, как тесно связаны цели и средства: недемократическими средствами нельзя прийти к демократическим результатам.
Каковы основные элементы демократии?
Первый – ответственность. Ответственность лидеров профсоюза перед его членами, или ответственность партии перед гражданами, которых она, по ее заявлениям, представляет.
Второй элемент – право на отзыв представителей. Члены демократических организаций – не только профсоюзов, но и политических партий – должны иметь возможность отзывать руководство, не желающее или неспособное выполнять данный ему членами организации мандат. В демократической культуре смена руководства должна быть вообще лишена драматизма и представлять собой прозаичный процесс, а не раздирать организации на части. Разумеется, это само собой подразумевает, что с руководящими позициями не должно быть сопряжено никаких значимых привилегий – ни материальных, ни иных, а уход с поста не должен быть связан с угрозой или унижением.
Товарищи,
Полагаю, мне удалось коснуться – пусть поверхностно – всех основополагающих ценностей, разделяемых рабочим движением и демократическими левыми.
Остался лишь один последний вопрос: что такое демократическое левое движение?
Очевидно, что оно резко отличается от политических организаций олигархии, бывших чинов госбезопасности и мафиозных кланов. Но являются ли демократические левые лишь движением «сознательных граждан»? Кто эти граждане? Как они зарабатывают на жизнь? Не являются ли они, в большинстве своем наемными рабочими?
А если это рабочие, то что мешает демократическому левому движению стать политическим движением трудящихся, организованного рабочего класса?
Благодарю вас за внимание.
|