|
|
Олег Бабич |
|
С 1 января 2014 года у работников отобрали часть законодательных гарантий за работу во вредных условиях труда. В своей статье руководитель Юридического департамента Конфедерации труда России (КТР) Олег Бабич рассказывает о том, как профсоюзному движению удалось добиться победы в вопросе выплаты компенсаций за работу во вредных условиях труда и как позже эта победа была фактически сведена на нет принятием нового законодательства.
В конце 2012 года рабочее и профсоюзное движение России, казалось, одержало крупную победу. Тогда Верховный Суд РФ в своем судебном постановлении указал, что любой работник, занятый на вредных условиях труда, вправе рассчитывать на получение всех гарантий и компенсаций, перечисленных в трудовом законодательстве. Гарантии и компенсации могут быть предоставлены в виде сокращенной рабочей недели, дополнительного оплачиваемого отпуска и надбавки к заработной плате.
Отметим, что минимальные размеры гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда установлены пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 — 36-часовая рабочая неделя, 7 дней отпуска и 4 процента к окладу. Кроме того, минимальных размеров гарантий и компенсаций касаются статьи 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ.
Гарантии и компенсации в больших размерах, как и прежде должны предоставляться работникам, чьи должности указаны в «списках», а так же в случае, если это оговорено коллективными договорами и отраслевыми соглашениями.
Нужно сказать, что и до указанного «эпохального» определения Верховного Суда РФ закон предполагал аналогичный порядок. Но, как говорится в нашей стране, «закон — что дышло…» Работодатели в отношении своих работников, чьи должности не попали в «списки», упорно отказывались применять нормы закона, даже не смотря на результаты аттестации рабочих мест, по итогам которой условия труда работников признавались вредными.
Суды всех уровней выступали на стороне работодателей, отказывая работникам в удовлетворении поданных ими исков, обязывавших работодателей установить для своих работников хотя бы минимальные гарантии и компенсации за работу во вредных условиях.
Верховный Суд указал всем, что по действующему законодательству основания для предоставления компенсаций работникам, занятым на вредных или опасных условиях труда, определяются по результатам аттестации рабочих мест. Особо отметим, что при установлении по результатам аттестации любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия или должность в Списке, имеет право на компенсации.
После этого работники стали выигрывать суды, а работодатели, скрепя зубами, вынуждены были устанавливать своим работникам, работающим во вредных условиях труда, но не входящих в «списки», соответствующие гарантии и компенсации.
Однако, как мы понимаем, в современном буржуазном обществе капитал не может просто смириться с поражением. Выход был найден в новом законодательстве, связанном с введением специальной оценки условий труда, пришедшей с 1 января 2014 года на место привычной аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с вновь принятыми законами, в том числе включающими изменения в Трудовом кодексе РФ, значительным изменениям подверглись порядок и условия предоставления гарантий для работников, работающих во вредных условиях труда.
Во-первых, с введением нового законодательства сокращенная 36-часовая рабочая неделя должна предоставляться только тем работникам, чьи условия труда соответствуют 3 и 4 степени вредности (классы 3.3 и 3.4).
Во-вторых, дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (классы 3.2, 3.3 и 3.4).
В-третьих, на основании отраслевого соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 дней), может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым соглашением и коллективными договорами.
Аналогично новое законодательство предлагает решать вопрос о возможности увеличения 36-часовой рабочей недели и предельной продолжительности (8 часов) рабочей смены, соответственно до 40 и 12 часов. В законе отмечается, что размеры предоставляемых в настоящее время гарантий и компенсаций для работников, работающих во вредных условиях труда, не могут быть снижены по сравнению с фактическими условиями и размерами компенсаций, которые предоставлялись этим работникам на момент вступления в силу нового закона при сохранении соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсаций.
Таком образом, в отношении работников, включенных в списки, а так же тех работников, чьи должности в списки не включены, но в настоящее время соответствующие гарантии и компенсации предоставляются в соответствии с локальными актами работодателя, трудовыми договорами или коллективными договорами, в ближайшее время ни чего поменяться не должно, поскольку закон запрещает работодателю произвольно снижать уровень предоставляемых гарантий, без соответствующих изменений условий труда.
Можно предвидеть множественные попытки работодателей, которые, как правило, не ограничивают себя методами манипуляций и обмана, использовать «правовую неосведомленность» работников с целью обхода законодательного запрета и фактического снижения объема предоставляемых гарантий. К сожалению, профсоюзам не впервой приходится с этим сталкиваться.
В то же время для работников, кому гарантии и компенсации не установлены, а так же работники, трудоустраивающиеся на новые рабочие места, уже не смогут рассчитывать на предоставление всего спектра гарантий, поскольку новое законодательство вводит их дифференциацию в зависимости от установленной степени вредности.
Так же вполне очевидно, что стоит ожидать со стороны работодателей давления на работников, с целью побуждения последних идти на замену натуральных гарантий в виде сокращенного рабочего времени и дополнительного оплачиваемого отпуска, денежными компенсациями, размер которых всегда можно «скорректировать» в пользу работодателя.
Таким образом, продолжается ползучее свертывание прав работников при попустительстве со стороны так называемых «профсоюзных представителей» в парламенте, продолжающих увещевать трудящихся, что новое законодательство ни в коем случае не затрагивает их права и не снижает объем предоставляемых гарантий.
Так уже было не единожды, в том числе совсем недавно, когда Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон о проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году, в соответствии с которым, десятки тысяч рабочих, работающих на строительстве объектов чемпионата, превратились в бесправных рабов, на которых не распространяется целый рад гарантий, предусмотренных российским трудовым законодательством.
|