|
|
Луис Инасиу Лула да Силва |
|
Экс-Президент Федеративной Республики Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва рассуждает о роли профсоюзов в современном мире.
Свобода объединения и право на забастовку
В настоящее время факты говорят о том, что технологические инновации и изменения в организации труда вызвали изменения на рынке труда, сделав некоторые международные нормы устаревшими, и одновременно, выдвигая требования о введении новых прав. Однако это не оправдывает то давление, которому подверглась Международная Организация Труда (МОТ), чтобы уменьшить её значение, как международной организации (МО), до уровня простого агентства системы ООН и поставить под сомнение является ли право на забастовку частью Конвенции 87 о свободе ассоциаций, и это несмотря на то, что МОТ вот уже более шестидесяти лет культивирует данную концепцию.
МОТ является старейшей и наиболее важной организацией в системе ООН. Это единственная организация, которая работает на трехсторонней основе с участием правительств, организаций работодателей и трудящихся. Она обладает нормообразующими и контрольными полномочиями, а также механизмами, позволяющими аннулировать устаревшие нормы, обновлять не до конца разработанные нормы, а также дает возможность государствам-членам МОТ денонсировать Конвенции, которые не актуальны для страны. То есть, инструментарий для совершенствования законодательства имеется.
Вполне понятно, что развернувшиеся текущие дискуссии не касаются этих вопросов. Скорее всего, это попытки ослабить основополагающую норму МОТ, а именно - Конвенцию о свободе объединения, а, следовательно, и многие другие нормы. Основной постулат принципа свободы объединения для работодателей и трудящихся состоит в том, чтобы они могли создавать свои организации по их собственному выбору и желанию и ни одна из сторон не должны вмешиваться в этот процесс, особенно это касается правительства. Таким образом, нет надобности в том, чтобы эта норма предписывала профсоюзам проводить собрания, собирать взносы или печатать свои газеты и бюллетени наряду с другими мероприятиями. Это выражено хотя и неявно, но Конвенция 87 гарантирует трудящимся право на принятие коллективных действий, независимых решений, включая право на проведение забастовки.
Бразильская Конституция, принятая в 1988 году и заменившая законодательство периода военной диктатуры, признает право на забастовку. В период моего пребывания на посту Президента Бразилии, я постановил усилить принцип свободы объединения путем ратификации Конвенции 151 и распространения этого права на государственных служащих. Мы одобрили закон, предоставляющий Бразильским национальным профцентрам статус юридического лица и мое правительство участвовало в переговорах по заключению генеральных коллективных соглашений и по таким вопросам как: выработка критериев по установлению размера минимальной заработной платы; создание Совета по экономическому и социальному развитию с участием в нем представителей трудящихся, работодателей и других общественных организаций; мы стремимся широко освещать деятельность МОТ и ее отдельные инициативы, в том числе и инициативу о проведении Всемирного Дня за Достойный Труд.
В период с 1970-х и 80-х годов мне выпала честь быть избранным на пост президента профсоюза металлистов в штате Сао Бернардо Диадема. 1 апреля 1980 года мы начали длительную (41 день) забастовку с требованиями улучшения условий труда на рабочем месте и повышении заработной платы. Реакция работодателей и правительства была чрезвычайно репрессивной: 1507 забастовщиков были уволены с работы, 14 профсоюзных лидеров, включая меня, были арестованы и приговорены военным судом к нескольким годам тюремного заключения. Репрессии со стороны работодателей и правительства вызвали впечатляющую волну солидарности внутри страны. В международном плане эти нарушения прав человека и прав профсоюзов стали причиной подачи жалобы под номером 958 в МОТ в Комитет по Свободе Объединения. В 1982 году рассмотрение этого случая привело к единодушному заключению Комитета: «… что касается Луиса Инасио Лула да Сильва и других профсоюзных лидеров … снова напоминая о важности, которая придается праву на забастовку, как одному из существенных средств, которыми должны располагать трудящиеся и их организации для достижения и защиты своих профессиональных интересов»… Эта ясная позиция МОТ относительно нашего права на забастовку явилась важнейшим фактором, заставившим правительство пересмотреть вердикты, вынесенные в отношении нас. Вмешательство МОТ сыграло важную роль в аналогичных случаях в Польше и Южной Африке.
Никому не нравится забастовка, но бывают времена, когда именно она является единственным средством для улучшения условий жизни трудящихся. Забастовка иногда отражается на пользователях конкретных служб сервиса или же затрагивает целый сектор экономики. Именно эта сторона забастовки нам не нравится. Точно также нам могут не нравиться результаты голосования или конкретные правительственные решения, однако это не означает того, что мы должны отказаться от права на голосование. И еще, имея свободу объединения, но не иметь права на забастовку – это то же, что иметь демократию без права на голосование.
История показывает, что достижение более высоких и более справедливо распределяемых доходов трудящихся, а также продвижение социальных прав невозможны были бы без права рабочих объединяться в профсоюзы и проводить забастовки. Эти завоевания трудящихся вносят вклад в развитие наших стран, а профсоюзы становятся актерами в этом развитии. Нам нужны, как никогда, более сильные профсоюзы, чтобы раз и навсегда искоренить бедность и способствовать развитию. Создавать трудности для ограничения деятельности профсоюзов – это значит оказать медвежью услугу, которая не отвечает ни чьим интересам.
Луис Инасио Лула да Сильва,
экс-Президент Федеративной Республики Бразилии
|