|
|
Алексей Этманов |
|
«Я даже рад, что произошёл кризис. Он окунул людей в реальность и помог осознать, что нужно бороться за свои интересы», - говорит Алексей Этманов, председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация», депутат ЗакСа Ленобласти.
До 31 июля в Петербурге из авиакомпании «Россия» будет уволено свыше 220 сотрудников, происходящее уже называют «вторым Пикалёво». Сокращения идут и на десятках других предприятий города, однако Смольный говорит, что безработица минимальная. Как это понимать?
Благостные цифры скрывают серьёзную проблему. По нашим данным, 75% тех, кого уволили, не идут на биржу и не регистрируются как безработные. Отталкивает бюрократия, неверие, что помогут. В итоге они сами или при помощи знакомых судорожно ищут место, но найти что-то подходящее уже почти невозможно. Ни на одном автомобильном заводе, например, сейчас кадры не нужны. Выпуск машин в Петербурге упал на 24%, а продажи - на 48%. Капиталисты тоже поступают хитро. На «Дженерал Моторс» уволили свыше 1100 человек, однако в официальных сводках фигурирует не больше 30. Фокус прост. Большинство получили по 6 окладов и подписали нужный хозяину договор по соглашению сторон. О том, что это обманчивое благополучие, что деньги быстро закончатся, а проблемы останутся, - стараются не думать.
Не нравится - уходи
Почему же люди предпочитают «синицу в руках» и не хотят бороться? Соглашаются на «серые» зарплаты, двойную бухгалтерию.
Не уверены в собственных силах, боятся отстаивать свою точку зрения. У нас ведь как: не нравится - уходи. Прибавьте к этому повальную правовую неграмотность. Редко кто берёт в руки Трудовой кодекс, а законодательство страны изучают единицы. Кроме того, нет традиции объединяться, как это происходит за рубежом. За время рынка нам старались вбить в голову, что коллективизм, солидарность - это плохо. Что каждый - за себя. И добились! Сегодня мы - нация индивидуалистов и чемпионы по недоверию: не верим своим товарищам, не поддерживаем активистов, прогибаемся под начальством. На международных конференциях ко мне не раз подходили коллеги и спрашивали: «Как произошло, что народ с такой исторической памятью, консолидацией рабочего класса позволил, чтобы его так разобщили?» В итоге сейчас закрываются заводы, сотнями ликвидируются койки в больницах, а в пикеты выходят 10-15 человек. Тогда как на гулянья под «Алыми парусами» пришли 1 млн 200 тыс. Почувствуйте разницу.
В одном из своих выступлений Вы заявили, что люди труда сегодня вообще перестают считать себя классом. Некоторые даже стыдятся признаться, что трудятся в цехе.
Произошла опасная подмена понятий. В «тучные» годы квалифицированные слесари и токари получали неплохо, могли взять кредит на иномарку, позволить себе ипотеку, отдых на курорте. Многие от такого впали в эйфорию, решили, что они новая буржуазия - кто угодно, только не рабочие. Пусть со мной не согласятся, но я даже рад, что произошёл кризис. Он окунул людей в реальность и помог осознать, что нужно думать о своих интересах.
Работали за «стеклянные бусы»?
Но сегодня создание на предприятии профсоюза - неминуемый конфликт с руководством. На такое отважится не каждый.
Да, многие наши управленцы расценивают едва не как оскорбление необходимость вести диалог с трудовым коллективом. А когда профсоюз всё же появляется, стараются поскорее от него избавиться всеми способами. Даже вопреки закону. На одном из предприятий членам профкома предложили по миллиону рублей каждому, чтобы они самораспустились и ушли. В итоге комитет перестал существовать, люди дрогнули, испугались. Опасения не напрасны, ведь человека, который не боится задавать неудобные вопросы, у нас нередко начинают травить. Работодатели при этом остаются безнаказанными.
Многие надеялись, что крупные западные компании вместе с передовыми технологиями принесут нам и культуру трудовых отношений. Но, судя по забастовкам на «Форде», «GM», этого не произошло.
Транснациональные корпорации начинали у нас в очень комфортных условиях. В Европе, Америке отношения профсоюзов и работодателей чётко прописаны. У немцев, американцев существует давняя традиция совместного управления предприятием совета директоров и представителей трудового коллектива. У нас такого опыта нет. Более того, к профсоюзу, который в советское время представлял интересы рабочих, чаще всего относились как к кормушке, раздаче «халявы». Я тоже, когда первый раз приехал на встречу, где собрались работяги всех заводов «Форда», на вопрос, что у вас делает профсоюз, ответил: «Выдаёт продуктовые наборы к празднику и путёвки в санаторий, если повезёт».
В таких условиях представители иностранных брендов почувствовали себя Колумбами, которые могут получить отличную прибыль за «стеклянные бусы». В самом деле, никаких ограничений, делай, что хочешь. И понадобились годы, чтобы доказать: мы претендуем на социальное партнёрство. На том же «Форде» мы прошли через забастовки, суды, но добились повышения зарплаты и улучшения условий труда. В итоге с 7,5 тыс. в 2005-м зарплата работников сегодня выросла до 45-55 тыс. в месяц. Но главное, был подписан один из лучших в России по эффективности коллективный договор, выстроен равноправный диалог между человеком труда и хозяевами предприятия.
Ваш пример скорее исключение. Сегодня типичной является совсем другая картина: «золотые парашюты», многомиллионные бонусы топ-менеджерам и наблюдательным советам компаний. Зарплаты начальников в 5-7 раз выше выплат рядовым сотрудникам.
Нигде в мире нет такой разницы в оплате. Скажу об автопроме, который мне ближе. На Западе зарплата директора отличается от доходов сборщика в 3-4 раза, но не в 10, как у нас. В трудовом законодательстве Германии даны рекомендации, каким в процентном соотношении должно быть жалованье руководства и низкоквалифицированного персонала. Правда, обманываться не стоит. В развитых странах капитал «с человеческим лицом» не потому, что бизнесмены такие добрые. А потому, что знают: права трудящихся надёжно защищены различными социальными институтами. Эти гарантии были завоёваны в жёсткой борьбе, когда протесты против эксплуатации и низких зарплат выливались в многотысячные митинги. Когда лидеры рабочего движения сидели в тюрьмах, гибли, но отстояли свои требования.
У наших доморощенных бизнесменов логика другая: «Этот токарь, слесарь своё дело сделал, заработал мне прибыль. Доходами надо делиться, но я не хочу. Поэтому не то что не проведу компенсацию в связи с инфляцией, а просто платить не буду». И вот посмотрите, сейчас растут долги, люди не получают положенного по 2-3 месяца. Навести порядок в этом вопросе могла бы Госдума, но все законопроекты, решающие проблему в пользу рабочих, из года в год благополучно отклоняются.
Яхта вместо станка
Говорят, причина такого разрыва ещё и в том, что у нас низкая производительность, что плохо работаем.
Ерунда. Русские люди вкалывают ничуть не хуже, а часто лучше американцев или немцев. Другое дело, что немецкий токарь делает норму на машине с электроникой, а русский - на станке 1917 года, такие до сих пор есть на наших заводах. Кто при подобном раскладе выдаст больше продукции? Конечно, немец. Потому что там капиталист вкладывает часть прибыли в развитие, а наш покупает очередную яхту или замок. Недавно мы были на сталеплавильном заводе в Финляндии. Везде кондиционеры, в том числе в кабинах крановщиков. Плавят не углём и доменными печами, а электродами, на которые подаётся мощнейший заряд. Условия тяжёлые, но текучки почти нет. А у нас на аналогичном производстве копоть, сумасшедший жар, профессиональные заболевания.
К осени в Петербурге прогнозируется новая волна увольнений. Как людям удержаться на плаву, а если сокращение неминуемо - найти новое место?
Надо быть реалистами. Если компания приняла решение сократить персонал, она это сделает. И здесь сотрудникам надо быть мобильнее, гибче. Правда и то, что многие не хотят получать другую профессию, переходить в смежные отрасли, да и вообще что-то менять в жизни. Это неправильно. Не нужно также подписывать кабальные договоры, как должное воспринимать «чёрный» и «серый» нал. Видите такое - несите заявление в прокуратуру. Да, сегодня рабочая демократия у нас почти на нуле. К нам обращаются, когда уже всё свершилось: «Увольняют, помогите». Но надо объединяться и добиваться, чтобы работодатель выполнил обязательства. Пусть продаст свой «Майбах» и сделает всё, что положено по закону.
|