|
|
|
Для российских моряков резонансная история ареста судна Pattana в корейском порту Пусан закончилась благополучно. Как заграницей решаются для российских моряков ситуации с банкротством судовладельца? Как кризис повлиял на заработок моряков и какие проблемы российского торгового флота обострил? Интервью с зампредом Российского профсоюза моряков (РПСМ) Александрой Бодня.
История с Pattana типовая. Судовладелец не расплатился с кредиторами и моряками. Однако, иск был подан за кордоном, где не действует телефонное право и приставы немедленно исполняют решение суда. И теперь хозяину придется либо погасить долг в 150 тысяч долларов и компенсировать судебные издержки, либо судно будет продано на аукционе с молотка.
Бывает, что моряки обанкротившегося судовладельца неделями и даже месяцами живут в портах. На этот раз им повезло, деньги на авиабилеты нашлись.
Александр Михайлович, экипаж вернулся домой, но с ним не расплатились. Что произойдет далее? Если корабль продадут с молотка, то хватит ли вырученных на аукционе денег, чтобы покрыть долги?
Хватит морякам, кредиторам — и еще останется. Но судя по опыту, до аукциона дело не дойдет. Судовладелец из кожи вон, но найдет необходимую сумму, так как корабль стоит гораздо больше.
Задержки с выплатой зарплаты связаны с кризисом?
Нет, с правовым статусом моряков. Большинство экипажей состоят в нашем профсоюзе. В этом случае с судовладельцем подписывается коллективный договор и выплаты происходят, как правило, вовремя. Проблемы случаются, но не достигают критических значений. А экипаж судна Pattana в наш профсоюз не вступил, может быть, решили сэкономить на взносах. Вот и накопился долг в 95 тысяч долларов. Это примерно двухмесячный фонд зарплаты.
Если же говорить о кризисе, то он повлиял на транспортные потоки. Количество перевозок сократилось, и поэтому морякам стало гораздо труднее найти работу. Но если она есть и заключен правильный колдоговор, то с выплатами все в порядке.
В понедельник на Госсовете по рыболовству, в том числе, обсуждались срочные меры по обновлению добывающего флота, который крайне изношен.
Это касается в первую очередь судов рыбодобывающих предприятий и еще в некоторой степени торговых судов, плавающих под российским флагом. Но в целом состояние нашего флота удовлетворительное. Понимаете, важен не возраст судна, а то, как его обслуживают. Я бывал во многих портах, и в разных концах планеты видел корабли, которым по 60 — 80 лет. При этом они в прекрасном состоянии, с современным оборудованием на борту и так далее.
Злополучная Pattana ходила под флагом Белиза. А ведь правительство не первый год принимает меры, чтобы вернуть торговые суда под российскую юрисдикцию.
Я не скажу, что ничего с этим не делается: существуют программы и уже есть подвижки. Но отрасль обладает большой инертностью, поскольку требует больших вложений. Поэтому большинство пока предпочитает ходить под так называемым «удобным флагом». Основной их плюс — доступные финансовые ресурсы. Скажем, кредит для строительства судна в Гамбурге или Франкфурте судовладелец может взять под символические проценты. А все прекрасно знают, какие кредиты и под какие проценты дают российские банки.
Последний вопрос: за чей счет моряки полетят завтра домой из Южной Кореи, помогут ли им российские власти?
Такое иногда случается, но только если их представители сумеют дозвониться до Белого дома. Вот тогда — указания из Москвы, в конфликт включаются местные власти, МИД. Если экипаж состоит в профсоюзе РПСМ и людей по какой-то причине сняли с судна, то мы помогаем им вернуться домой. Но если исключить эти два варианта, то, как правило, моряки сидят в иностранном порту, пока с судна не снимут арест. Или возвращаются домой за свой счет.
|