|
|
|
Сегодня на многих предприятиях действуют так называемые программы добровольного увольнения. Работодатели сулят рабочим, увольняющимся «по собственному», компенсацию в размере нескольких окладов. Многие соблазняются этими предложениями, считая их выгодными. Но так ли это?
Мы поговорили с бывшим рабочим завода «Джи Эм» в Санкт-Петербурге, а теперь - водителем Романом Косенковым. Роман был в числе членов МПРА, участвовавших весной 2015 года в кампании за дополнительные гарантии для сокращаемых, после того, как «Джи Эм» заявил о ликвидации производственной площадки в Петербурге. Профсоюз добивался возмещения в размере 12-ти месячных окладов, переобучения и помощи в трудоустройстве. К сожалению, наши основные требования не были выполнены, т.к. большинство коллектива согласилось уволиться на условиях администрации. Многие тогда считали, что быстро найдут равноценную работу. Но, как показывает опыт Романа, это оказалось непросто.
Скажи, с какого времени ты находишься в поисках работы?
31 июля я получил все документы на заводе и встал на учет на бирже труда. Несколько месяцев перед закрытием мы находились в простое за 2/3 оклада. Поэтому я надеялся получить три оклада как безработный. Но это оказалось непросто. Много времени занимает сбор документов. На все вопросы в службе занятости отвечают: «Вопросы не к нам. Деньги идут через Москву». Когда просишь какую-нибудь справку, обычно начинаются наезды и хамство. Я считаю, что надеяться на господдержку нет смысла. Пособие, если ты не ходишь на обучение, 4900 рублей. Если ходишь на него, как на работу, тебе добавляют 890 рублей. Естественно, я стал искать работу сам.
И как? Многие ведь до сих пор думают, что квалификация и личные качества позволят им быстро найти работу…
-Самоуверенные люди пусть попробуют. На зарубежное предприятие сейчас не устроиться. «Тойота», говорят, втихую набирает персонал, но открытого набора нет. От «Хендэ» нет ответа, а это всегда напрягает. На отечественных заводах важен твой разряд. У меня опыт работы 8 лет, но разряда нет, потому что на «Джи Эм» не было системы разрядов. А зарплата без разряда - 18 тысяч. За эти месяцы я халтурил монтажником, собирал световые конструкции, работал в строительстве, продавал кроссовки. Монтажником работал по ночам, но там нет нормированного графика и даже обед по договоренности с начальником. В этом месяце работаем, в следующем - нет. Пробовал устроиться грузчиком в строительный магазин. Там сумасшедшее собеседование. Служба охраны тестирует тебя на детекторе лжи, поднимает кредитную историю. Понятно, что у меня она, как у безработного, не очень хорошая. Получается замкнутый круг.
Работал менеджером по продажам. Здесь главная проблема в том, что коллектива нет, нет поддержки. Человек человеку волк. Все зависит от твоих личных продаж. Чтобы работать там, нужно перестать себя уважать и делать то, что скажет начальник. Зарплата задерживается непонятно почему. Для меня, после «Джи Эм», это было дико выпрашивать свои же деньги.
Сейчас ты водитель. Это тот же уровень зарплаты, что на «Джи Эм»?
Конечно, нет. На «Джи Эм» у меня был оклад 45 тысяч, а здесь – 30. Притом что все знают, как за этот год выросли цены.
Что бы ты посоветовал рабочим, которым сейчас предлагают уволиться, например, за пять окладов?
Если работодатель делает такое предложение, значит это выгодно ему, а не вам. Что такое пять окладов? Их хватит только на оплату кредитов. Так что я посоветовал бы учиться и объединяться в профсоюзные организации, чтобы защищать рабочие места и свои деньги. Лучше оставаться на своем месте и улучшать там условия труда и оплаты, т.к. кроме работников в этом не заинтересован никто.
С Романом Косенковым беседовал Иван Овсянников.
|