|
|
|
Статья председателя Российского профсоюза докеров (РПД) Василия Козаренко из первого в 2016 году номера журнала «Морской профсоюзный вестник».
СОУТ и заемный труд – это два бича, которые сейчас бьют по всем коллективам, особенно по портам. Раньше, когда была аттестация рабочих мест, работа докеров относилась к категории вредных и оценивалась по классам 3.2-3.4, в среднем 3.3. Мы были спокойны: условия труда вредные, значит, применение заемного труда здесь невозможно. Но сейчас вместо аттестации введена Специальная оценка условий труда (СОУТ), и мы с удивлением видим, что класс вредности работы докеров в некоторых портах снизился и стал 3.3, 3.2, 3.1, а в некоторых портах пытаются поставить даже класс 2, хотя для докеров ничего не изменилось – те же порты, те же условия.
Снижение СОУТ будет позволять использовать сторонних людей, а порт – это опасное производство, представьте крановщика, которого посадили в порт на кран, а он никогда не работал в порту. Он поубивает там всех.
В настоящее время в российских портах активно практикуется привлечение сторонних работников к выполнению погрузочно-разгрузочных работ через различные кадровые агентства. При этом их подготовка не соответствует требованиям, предъявляемым к докераммеханизаторам. Как правило, кадровые агентства присылают ранее уволенных за дисциплинарные проступки или признанных негодными по состоянию здоровья штатных (в прошлом), либо не имеющих опыта работы докеров.
Как проводится СОУТ? По закону должна быть созвана комиссия, куда обязательно включаются представители первичной профсоюзной организации. Что делает работодатель, например, у нас в Санкт-Петербурге или Туапсе? Создает свой профсоюз. Причем этот профсоюз никуда не входит и действу-ет только на этом предприятии. Если в петербургском порту из 1500 работающих 500 – это управленцы, то они автоматом становятся членами этого профсоюза. Потом угрозой увольнения подогнали еще работников – вот вам 50%. Дальше – изменения в колдоговор, своя комиссия по СОУТ.
Мы пишем жалобу в инспекцию, у нас есть заключение Роструда, что если профсоюз не входит в профсоюз межрегиональный или общероссийский, то такой профсоюз первичной организацией и представителем работников не является. Инспекция отвечает: да, должна
быть первичка, но мы считаем, что профсоюз работодателей и есть такая первичная организация. То, что остальных не включили – плевать, что нет ни одного представителя докеров – тоже плевать. И то, что есть приказ Минтранса, который говорит согласовывать все с тем профсоюзом, чьи работники работают на причалах: режимы рабочего времени, режимы отдыха – тоже плевать. Они говорят: нас не наказывают, мы исполнять этого не будем.
То есть закон явно нарушается, но надзорно-контролирующие органы: прокуратура и инспекция – нарушений не видят. И это еще одна большая проблема. Казалось, все можно было бы путем переговоров зафиксировать в отраслевом соглашении, записать минимум, но работодатели создали клуб по интересам, называется он «Ассоциация морских портов», куда входят все директора портов. Они регулярно собираются и обмениваются опытом, в основном это опыт, как бороться с профсоюзами. Но объединением работодателей они принципиально не становятся, иначе им придется заключать тарифное соглашение, как минимум, по портам и береговым предприятиям. Они этого не хотят, потому что будет прописан минимум, который Минтруд распространит на остальные порты. Поэтому объединения работодателей нет.
Мы обращались в Минтранс, нам сказали: напишите нам письмо. Написали. Получили ответ: вы понимаете, что объединение работодателей – это общественная организация, и только сами люди могут ее создать в лице директоров. Если они не хотят, кто ж их принудит? Действительно.
Думаю, что все вместе мы изменим ситуацию: направление есть, вместе мы можем продавить нарушения по СОУТ, добиться запрета на заемный труд. Смог же Российский профессиональный союз моряков пресечь аналогичные притязания законодателей в отношении использования заемного труда к членам экипажей российских морских судов. Кроме того, у моряков есть конвенция, которая запрещает заемный труд. В отношении докеров есть похожая Конвенция № 137 МОТ, которая в качестве национальной политики предусматривает ведение специальных реестров для работников порта, приоритет при их найме на работу, а также постоянную (регулярную) занятость, не предусматривающую наличие труда работников частных агентств занятости. Эта Конвенция ратифицирована, но не реализуется.
Все эти проблемы очень важные и касаются наших граждан, но занимаются этим не государство и не работодатели, а профсоюзы. Я желаю всем нам успешной работы.
|