|
|
|
Статья первого заместителя председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игоря Ковальчука из первого в 2016 году номера журнала «Морской профсоюзный вестник».
Прошедшие несколько лет характеризуются систематической деятельностью органов власти и работодателей по ухудшению условий труда всех представляемых нами работников, в том числе и моряков.
Был принят закон о так называемом запрете заёмного труда, который на самом деле определил условия его широкого использования. Российскому профсоюзу моряков удалось защитить права членов экипажей российских морских судов и судов река-море. Для них в федеральном законе о занятости населения прописана специальная норма, запрещающая частным агентствам занятости направлять работников для работы у принимающей стороны в качестве экипажей судов. Это означает, что круинговые компании не могут выступать в качестве работодателя для моряков, а лишь выполняют роль посредника по подбору и трудоустройству между моряком и судовладельцемработодателем.
Также серьёзные дискуссии велись при введении Российского международного реестра судов. Не все наши предложения удалось реализовать. Изначально законопроект «О мерах поддержки российского судостроения и судоходства» предусматривал безусловное заключение срочных трудовых договоров для моряков, занятых на судах, зарегистрированных в международном реестре. Однако нам удалось изменить эту норму и предусмотреть заключение таких договоров только по соглашению сторон.
Много сил было потрачено специалистами РПСМ и ФПРМТ на защиту интересов моряков при обсуждении законопроекта «О специальной оценке условий труда» и правовых актов к нему.
Мы не заблуждаемся о целях принятия закона – желании правительства и работодателей снизить гарантии, связанные с вредными условиями труда. Согласно ранее действующей процедуре аттестации рабочих мест класс вредности членов палубной команды (судоводителей, матросов, поваров, дневальных) составлял 3.2 и 3.3. В результате предпринятых усилий нам удалось добиться, что после введения «Особенностей проведения СОУТ на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов» труд таких моряков относится к классу вредности не ниже 3.1. Это меньше, чем было ранее, но позволяет сохранить для них возможность досрочного вы-хода на пенсию – по достижению 55 лет для мужчин и 50 для женщин.
Хотел бы отметить, что все эти результаты связаны с деятельностью ФПРМТ в составе Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и были достигнуты с помощью наших коллег из других профсоюзов. Это единственный на сегодня рычаг, где мы можем заявить свою позицию. У нас нет права вето на тот или иной проект законодательного акта, но, по крайней мере, это та площадка, где можно обозначить свою позицию, получить поддержку коллег из других профсоюзов и поддержку работодателей.
Как известно, наше правительство утверждает, что в стране экономический кризис. По-моему личному мнению, кризис не в экономике, а в управлении ею. Последствия нам всем известны.
Странные подходы демонстрирует правительство и в вопросе общественного контроля за деятельностью федеральных исполнительных органов власти. Например, ни одного представителя профсоюзов, объединяющих работников морского и речного транспорта, нет в составе общественного совета при Минтрансе России.
По моему личному убеждению, в таких советах должны быть в первую очередь представлены отраслевые профессионалы от работников и работодателей.
Другим, альтернативным вариантом, могло бы стать создание при Минтрансе России трёхстороннего органа по социально-трудовым вопросам.
На сегодняшний день появились определенные проблемы на судах под российским флагом. Из-за изменения курса валюты образовалась значительная разница в заработной плате между моряками, работающими под удобными и российским флагами. Это серьезная проблема, которая может привести к тому, что квалифицированные моряки начнут покидать российский флот и уходить на более высокую зарплату под флаг удобный. К сожалению, качество управления экономикой таково, что невозможно построить прогноз, когда и на каком уровне остановится падение курса рубля. По-этому одна из задач РПСМ – привести возможными средствами зарплаты моряков, работающих под российским флагом, к уровню, рекомендуемому Международной организацией труда.
|