|
|
|
Бу Андерссон досрочно и бесславно покинул пост президента «Автоваза». О том, как за два года руководства автогигантом швед утратил статус «надежды российского автопрома» и приобрел среди тольяттинцев эпитет «ненавистный», рассказывает один из главных критиков руководства автоконцерна – председатель профсоюзной организации МПРА в Самарской области Петр Золотарев.
"С приходом г-на Андерссона в январе 2014 года сразу начались массовые сокращения. За время его президентства из состава «Автоваза», так или иначе, было выведено 26 тысяч человек. Наши призывы к руководству «поужаться», начать экономию с себя, уменьшив траты на административный аппарат, сократив непомерные зарплаты топ-менеджеров, расходы на чартеры и т.д. - игнорировались. Мы предлагали: "Давайте возьмем правительственную субсидию автопрому для сохранения рабочих мест, давайте уберем аутсорсинг". К нам не прислушались, потому что производственная демократия на «Автовазе» отсутствует.
Все сокращения согласовывались с «официальным» профсоюзом АСМ, который никогда им не сопротивлялся. Мы же проводили митинги и обращались к правительству. И в итоге наши протесты и призывы сказались на судьбе г-на Андерссона. В ноябре Чемезов (глава корпорации «Ростех», владеющей блокпакетом «Автоваза») раскритиковал Андерссона за «сокращения по методу обрезания», а позднее – за нежелание сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, которое привело к 70 млрд. необоснованных расходов (зарубежные закупки составляют более 63% себестоимости машин).
Отмечу, что и здесь мы предупреждали руководство. Еще в 2009-м, в предыдущий кризис, мы предлагали создать в особой экономической зоне Тольятти кластер предприятий по производству автокомпонентов для всех автопроизводителей. Это позволило бы создать новые рабочие места для увольняемых вазовцев и продвинуть ту самую локализацию, о которой правительство не перестает твердить. Наконец, мы говорили о необходимости удешевления автомобилей, их адаптации к потребителю. В свое время гендиректор «Автоваза» Борис Алешин сделал подобное с «Калиной»: убрал все «навороты», и спрос пошел.
Я не питаю особых надежд в связи с отставкой Бу Андерссона и приходом нового руководителя – Николя Мора (ранее возглавлявшего румынскую «Дачию» - ред.). Этот ход – убрать Андерссона - скорее, предвыборный. Хотят снять напряг, наказать ненавистного иностранца, вселить в электорат надежду на лучшую жизнь. Но, какой бы руководитель ни пришел, он не самостоятелен в своих решениях. С одной стороны, условия задают собственники, в нашем случае – «Рено-Ниссан». С другой – макроэкономические процессы, влиять на которые могут лишь Правительство и наш «верховный главнокомандующий». А экономическая ситуация удручающая. Население экономит на питании и одежде, не говоря уже об автомобилях. «Автоваз» же всегда ориентировался на широкого потребителя, т.е. средний класс и ниже. Если бюджетная политика кардинально не изменится, если у нас по-прежнему будет военный бюджет вместо социального, перемен к лучшему не будет.
Наш призыв к новому руководителю: найти политическую волю к сотрудничеству со всеми силами, присутствующими на заводе, а не только с подконтрольными менеджменту. Не нужно бояться производственной демократии. Она позволила бы гасить многие конфликты за столом переговоров, а не выплескивать недовольство на площадях. Уважительное отношение к рабочим, в конечном счете, повлияло бы на качество продукции. К сожалению, этого так и не понял Бу Андерссон".
|