Кировский федеральный суд Петербурга отправил моряков теплоходов «Кронштадтский» и «Василеостровский» в город Элисту, где «прописан» их судовладелец – компания «Трансмар». Если и калмыцкий суд не захочет вникнуть в суть дела, то у моряков не останется надежды на разрешение ситуации с полугодовой невыплатой зарплаты. Моряки готовы идти дальше – от гражданских жалоб они переходят к «уголовной» части – подают в суд на судовладельца в рамках статьи 145.1 УК РФ.
Напомним,что экипажи рефрижераторных судов «Кронштадтский» и «Василеостровский» пока стоят в порту приписки – в Петербурге, а их судовладелец якобы находится на другом конце страны – в городе Элиста. Только на этом основании мировой судья 69 участка Тикушинова, равно как и судья Кировского районного суда, к которым моряки обратились с частной жалобой, отправили истцов по подсудности, т.е. в Калмыкию.
«Отстрелявшийся» первым «Василеостровский», ошвартованный на набережной Лейтенанта Шмидта провел мирную акцию – показал журналистам свой быт, рассказав о своих проблемах. На корпусе судна моряки растянули плакат «SOS». Большего они сделать пока не могут. В финансовой тяжбе с владельцем «василеостровцы» пострадали несколько больше, нежели их коллеги – в феврале «Василеостровский» простоял почти неделю в порту Мурманска без электричества при температуре в минус 20. Моряки жили на соседнем судне, где было береговое питание, там же питались, приходя на свой борт только для проверок. Из-за морозов потек двигатель. Неисправности устранили, и оба судна в начале марта вышли в Петербург с грузом селедки, поверив представителю судовладельца, что часть долга перед экипажем выдадут после сдачи груза. Груз был благополучно сдан заказчику - компании «Русское море», а судовладелец в очередной раз начал кормить моряков обещаниями, говоря сперва, что выплатит деньги через пять дней, а потом и через десять, однако, денег никто так до сих пор и не получил.
Моряки судов рассказали о том, как это - жить полгода без зарплаты. По словам старшего механика «Кронштадтского» Бориса Очаковского, некоторые моряки были вынуждены работать на складе, перегружать ящики, чтобы принести экипажу еду. В Петербурге местные члены экипажей тоже где-то подрабатывают, некоторые занимаются извозом. Из-за постоянной неразберихи рушатся семьи, родным моряков в разных городах страны приходят судебные повестки о выселении их из квартир за длительную невыплату коммунальных платежей.
У адвоката ответчика, ЗАО «Трансмар», Алексея Паркина на все доводы экипажей один ответ – у судовладельца нет денег. Он искренне признает в суде обоснованность требований моряков и говорит, что «Трансмар» полностью признает свою вину, только поделать ничего не может. Предлагает подождать еще немного, пока судовладелец не продаст корабли. И уже из вырученных денег выплатит весь долг сполна. Капитан «Кронштадтского» Евгений Фадеев уверен, что это может оказаться очередной ловушкой – освободившись от бремени, «Трансмар» благополучно канет в Лету, а проблемный экипаж будет не нужен новому хозяину. Даже в том случае, если суда продадут с обременением – выплатой заработной платы – моряков можно еще год таскать по инстанциям, а за это время обязанности по обременению прекратятся. И команда останется ни с чем.
Моряки считают, что если бы судовладелец хотел бы разобраться с этой ситуацией, то мог бы продать в счет погашения долга только одно судно – денег бы хватило на все выплаты. Моряки «Кронштадтского» просят сравнительно немного - 2 миллиона 185 тысяч 126 рублей и 11 копеек. На оба судна приходится чуть более 4 миллионов задолженности. Можно взять и кредит под залог корабля. Но этого не делается.
На сегодняшний день адвокат, предоставленный морякам Российским профсоюзом моряков, подал иски о истребовании невыплаченной заработной платы, но уже в рамках уголовного законодательства. Возможно, что суд вновь предложит съездить или отправить письмо в Элисту, ссылаясь на подсудность, закрывая глаза на Постановление Пленума Верховного суда № 18 от 20 ноября 2003 года, определяющее, что невыплата моряку заработной платы есть «морское требование», которое в силу специфики труда экипажей может быть рассмотрено не по месту регистрации ответчика, а по месту фактического пребывания корабля.
Кстати, в Элисте по адресу регистрации ЗАО «Трансмар» такой фирмы нет. В офисе 505 дома 245 по улице Ленина в Элисте ответчика не найдут – это подтвердил морякам и юрист фирмы Паркин. Где находятся мифические судовладельцы, похоже, он и сам не знает. Меж тем и на «Кронштадтский», и на «Василеостровский» ежедневно приходят потенциальные покупатели. Если на корабли не наложат арест по суду – то судьба их нынешнего экипажа останется под вопросом. Выйти в море, по крайней мере, «Василеостровский» не может: неисправно рулевое управление и есть течь.
Еще одна попытка членов экипажей т/х «Василеостровский» и «Кронштадтский» достучаться до государственных структур города, где в упор не хотят замечать и разбираться в совершенном преступлении. Моряки решили в судебном порядке обжаловать отказ Санкт-Петербургского транспортного прокурора в возбуждении уголовного дела в отношении компании судовладельца – ЗАО «ТрансМар». В пятницу заявление моряков было принято в Смольнинском районом суде Санкт-Петербурга.
По последней информации представитель судовладелеца г-н Паркин собщил, что планирует начать выплату зарплаты морякам.Но речь идет только о десяти тысячах рублей на человека.
В настоящее время на "Василеостровском" специалистами портового контроля рыбного порта проводится внеочередная проверка условий труда и быта моряков. Проверка иницирована письмом главного технического инспектора труда РПСМ Хижняка Е.А. 26 марта он провел инспекцию условий труда на борту "Василеостровского! и выявил большое количество нарушений и отступлений от требований национальных и международных нормативных актов, регламентрирующих условия труда моряков.
|