Осенью прошлого года мы много писали о том, что проводится комплексная проверка судоходных и круинговых компаний на предмет соблюдения и обеспечения социально-трудовых прав моряков, работающих на российских судах, находящихся в бербоут-чартере (суббербоут-чартере) у иностранных владельцев. По поручению Рострудинспекции самое непосредственное участие в этом, как первоначально планировалось, масштабном мероприятии принимал и РПСМ. И вот, 19 марта в Москве подводили итоги.
В Министерстве Транспорта состоялось расширенное заседание, посвященное результатам осеннего мониторинга. Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А. Клявин, председатель секции права СОРОССа Г. Иванов, замначальника управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости Т. Жигастова, а также представители двух отраслевых профсоюзов – РПСМ и ПРВТ - обсудили имеющуюся на сегодняшний день ситуацию. А она отнюдь не успокаивает.
Ну, во-первых, надо признать, что комплексной и масштабной проверки таки не получилось. Мониторинг с участием профсоюза проводился только в Санкт-Петербурге, хотя проблемы с бербоут-чартерными судами постоянно возникают во всех регионах России. В проверке не участвовали ни представители администраций морских портов, ни ространснадзора, ни миграционной службы, не говоря уже о налоговой инспекции.
Во-вторых, проверки проводились исключительно в офисах компаний. Ни одно судно не было посещено, хотя на этом неоднократно настаивали инспектора труда и юристы РПСМ: ведь, как правило, именно посещения судов и опросы моряков (а не их работодателей) показывают истинную картину условий их труда - отсутствие трудовых договоров, соглашений и контрактов о найме.
В-третьих, даже на те нарушения, которые были вскрыты в ходе мониторинга, чиновники из Госинспекции труда и транспортной прокуратуры никак не отреагировали.
В-четвертых… Да много чего еще можно извлечь из этих результатов, но ясно одно – очередная попытка навести порядок с бербоут-чартерными судами успешно провалилась. Оно и понятно – даже если профсоюз сам все расследует и преподносит в готовом виде на блюдечке с каемочкой, а государство при этом закрывает глаза, толку и дальше не будет. Любопытна позиция СОРОССа по этому поводу – мол, года через два-три мелкие недобросовестные компании сами себя изживут и уйдут из отрасли, поэтому, может, лучше подождать, а там, глядишь, само рассосется. При этом, на вопрос, что делать с моряками, которые уже сейчас обмануты, обсчитаны и лишены скольких-нибудь минимальных социальных гарантий на бербоутных судах под российский флагом, ни у СОРОССа, ни у чиновников ответа нет.
По завершению заседания так и не стало ясно, придерживаются ли представители госструктур такой же позиции, как СОРОСС, или нет, но у РПСМ есть особое мнение. И оно передано в Минтранс.
|