Первый же день проверки обнаружил то, в чем уже давно никто не сомневается. Судно под российским флагом, переданное в эксплуатацию иностранной компании – прекрасный плацдарм для трудовых правонарушений.
Как ни крути, но используют наши судовладельцы договоры бербоут-чартера отнюдь не в благих целях. Точнее, цели, возможно, и благие, но только для сторон, подписывающихся под этим договором. Схема передачи судна под российским флагом иностранному лицу освобождает судовладельца от необходимости уплачивать налоги и оформлять с экипажем должным образом трудовые отношения, а иностранная сторона получает свободный доступ на внутренние водные пути, сегодня вообще-то закрытые для иностранных судов.
Вот и во время визита в одну из мелких судоходных компаний, директор любезно сообщил о передаче судна иностранной компании, а о порядке оформления трудовых отношений с членами экипажа сказать ему было нечего. Да и не интересует его, какие там контракты с моряками заключены, соответствуют ли они нормам российского права или нет. Знает вроде, что морякам платят, а когда и сколько – проблемы иностранной стороны.
Вот получается в итоге полное отсутствие соблюдения п. 1 ст.57 и п. 1 ст. 416 Кодекса Торгового Мореплавания, закрепившего, что правовое положение членов экипажа судна определяется в соответствии с его национальной принадлежностью. На самом деле, ничем оно не определяется.
Правовой инспектор ГИТ, тем не менее, здесь никакого правонарушения не усмотрела. А если бы и усмотрела, то поделать бы ничего не смогла. Поскольку представительства иностранной компании на территории РФ нет. А тем временем Государственная служба по надзору и контролю в сфере транспорта собирается провести в Санкт-Петербурге совещание по вопросам проводимых проверок. В совещании примут участие не только Ространснадзор и Роструд, но и представители РПСМ, а также капитаны морских портов Северо-Запада.
|