|
|
|
Предыдущая забастовка 28 апреля на московской железной дороге была проигнорирована руководством ОАО «РЖД», поэтому профсоюз намерен повторить забастовку уже с привлечением других регионов. Возможна и всероссийская забастовка. Решение об этом будет приниматься на расширенном собрании профкома Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), которое состоится 12 мая. Об этом вчера на пресс-конференции в Москве заявил председатель РПЛБЖ Евгений Куликов.
По словам Куликова, апрельская забастовка машинистов Московской железной дороги получила большую поддержку со стороны работников ЖД, и многие выходят на связь из других депо и других регионов, просят их подключить к забастовке, если она повторится. Примечательно, что звонят и интересуются далеко не только члены РПЛБЖ, но и члены традиционного профсоюза (Роспрофжел), входящего в структуру ФНПР, а также и не члены никакого профсоюза. 4 мая, на дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги в Северомуйске (Забайкалье) прошел пикет железнодорожников в поддержку московских коллег. Кроме того, о своей поддержке и готовности присоединиться к забастовке сообщили работники депо и локомотивных бригад Абакана, Перми и Санкт-Петербурга.
Дело в том, как сказал председатель профкома РПЛБЖ локомотивного депо Железнодорожная Сергей Линев, что всем надоел «беспредел» со стороны руководства и начальников «РЖД», которые обращаются с машинистами как с быдлом. Заставляют работать сверхурочно за маленькие деньги, нарушают режим труда и отдыха, отменили надбавки за выслугу лет. А это – это реальная проблема для большинства машинистов, у которых большой стаж. В нарушение законодательства, руководство ОАО «РЖД» отменило эти надбавки с 1 апреля 2007 года поправкой в коллективном договоре (а профсоюз Роспрофжел послушно подписал новый вариант коллективного договора, который даже Государственная инспекция труда считает незаконным).
Одним словом, машинисты вынуждены все больше работать, чтобы все меньше получать. Поэтому недовольство растет, хотят этого руководители ЖД или нет, и оно далеко не ограничивается членами свободного профсоюза - РПЛБЖ.
В забастовке 28 апреля участвовали и не члены этого профсоюза. Правда, у членов боевого профсоюза есть и дополнительные претензии к руководству, которое ведет настоящую войну против «нелояльных» профсоюзных активистов. Профком РПЛБЖ выгнали из помещения, положенного им по закону, члены этого профсоюза подвергаются дискриминации в зарплате, репрессиям в виде угроз и оскорблений. Дело даже дошло до того, что жены членов профсоюза получают письма от начальства, где пишется о том, что супруг у них был хорошим работником, к сожалению, он вступил в профсоюз РПЛБЖ и поэтому будет лишен многих льгот и т.п.
«Закипело, - повторил председатель профсоюзного Комитета РПЛБЖ локомотивного депо Пушкино Николай Павлов. Нам надоели постоянные оскорбления. Мы высококвалифицированные работники, профессионалы, у нас ответственная работа, а нас называют «жлобами» и «провокаторами»! Больше не можем выносить такие отношения! Мы объявляем войну этому монстру, этой великой китайской стене лжи!». Причем, машинистов оскорбило больше всего то, что их обвиняют в нарушении правил безопасности. «Это лицемерие, – возмутился Николай Павлов, кто заботится о безопасности, если не мы, машинисты, и кому на нее наплевать, если не начальству, которое может послать на линию машинистов, которые не спали уже 18 часов? Меня именно безопасность сегодня волнует больше всего, больше чем зарплата. Ведь это тоже вопрос о престиже профессии!».
Поскольку пресс-конференция была во многом посвящена рассеянию мифов, распространенных руководством ОАО «РЖД» при помощи некоторых СМИ, повторим за профсоюзными активистами некоторые истины.
Миф 1: Забастовка на железной дороге запрещена
Это не так. Сергей Храмов, глава профсоюза «Соцпроф», еще раз разъяснил, что Трудовой кодекс запрещает забастовку в ЖД только если она «создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей». А тут машинисты бастуют как раз, чтобы были созданы нормальные условия для безопасности пассажиров. Кроме того, забастовка электричек никакой угрозы жизни пассажиров не создала. А вот то, что начальство посадило на место бастующих машинистов людей без квалификации – это, да, это уже реальная угроза жизни, но при чем тут бастующие?
Миф 2. В забастовке участвовали всего лишь 14 бригад
У РПЛБЖ есть официальные заявления об участии в забастовке от 168 работников, что составляет как минимум 80 бригад. Кроме того, забастовка 28 апреля могла бы быть более масштабной – желание было со стороны многих других депо, но руководство профсоюза решило ограничиться предупредительной забастовкой. И затем посмотреть, как отреагирует администрация ОАО РЖД. Увидели, вот и намерены возобновить и расширить забастовку.
Миф 3. Забастовка была устроена «карликовым» профсоюзом для своего PR
На забастовку людей нельзя вывести по приказу – это очень опасное дело в РФ, риски огромны. Так что пойти на такой шаг способны лишь люди «внутренне уверенные в своей правоте», как сказал по этому поводу Николай Павлов.
Что выиграл РПЛБЖ этой забастовкой? Дополнительные угрозы и оскорбления. Да еще ответственность – лидеры профсоюза заявляют о том, что полностью берут на себя всю ответственность за забастовку и будут максимально защищать ее участников от преследований и прочих связанных с участием в ней проблем.
Почему «карликовый» профсоюз? В РПЛБЖ около 2 тысяч членов. Кажется, что мало, но если учесть то, как с активистами борется начальство, это не так уж и мало. И если учесть, что это самые профессиональные и самостоятельные люди, это уже большая сила.
Другой профсоюз РЖД, Роспрофжел, не имеет членов как таковых – людей автоматически записывают в члены Роспрофжел при поступлении на работу, они могут даже и не знать об этом.
Кроме того, как рассказали члены РПЛБЖ на пресс-конференции, людей насильственно сгоняют в один, «свой», профсоюз.
Миф 4. Забастовка не обоснована, коллективный договор соблюдается
Об этом твердят вместе Роспрофжел и руководство ОАО «РЖД». Однако коллективный договор кем подписан? Да, да, именно этими двумя «партнерами»! Представителей РПЛБЖ даже не пустили за стол переговоров. Знают ли работники о содержании коллективного договора и о том, как он «отлично» защищает их права? Риторический вопрос. О содержании колдоговора можно судить по тому, что норма (одобренная Роспрофжелом) об отмене надбавок за выслугу лет противоречит законодательству, о чем уведомила руководство трудовая инспекция в ответ на обращение РПЛБЖ. А задолженность за невыплату этих надбавок, по данным РПЛБЖ, составляет сегодня уже 3 млд. рублей.
Миф 5. ФНПР поддерживает требования машинистов, но не одобряет методы
После забастовки 28 апреля руководители Федерации независимых профсоюзов России, в которую входит Роспрофжел, в лице Михаила Шмакова и Андрея Исаева неоднократно повторяли, что понимают и поддерживают требования машинистов (не признавать же, что профсоюзные лидеры выступают против борьбы трудящихся за свои права!), однако считают забастовку неправильным методом, поскольку забастовка незаконна и преждевременна. О «незаконности» забастовки мы уже писали (см. миф 1). К этому надо добавить, что новый Трудовой кодекс, который делает любую забастовку практически незаконной, был принят с помощью ФНПР. Забастовка – это последняя мера, к которой можно прибегнуть, только когда все остальные, и в частности переговоры, исчерпаны. С кем вести переговоры, если руководство ОАО «РЖД» не признает самого существования другого профсоюза РПЛБЖ? А если вести переговоры со «своим» профсоюзом Роспрофжелом, то какой смысл? Мы уже видели, какие незаконные нормы он пропускают в колдоговоре в угоду работодателю.
Миф 6. Участники забастовки – провокаторы и жлобы, им плевать на пассажиров
Об этом мы уже писали выше. Кто плюет на пассажиров, когда отправляет в путь измотанных сверхурочной работой машинистов? Пассажиры, помните – заботятся о вашей безопасности именно машинисты, и, борясь за свои права, они защищают ваши! У руководства ОАО «РЖД» полно других забот, например, как увеличить прибыль и тарифы.
Миф 7. Пассажиры и общественное мнение негативно оценили забастовку
Опрос на радио показал, что подавляющее большинство слушателей поддержали забастовку. Общество меняется, об этом свидетельствуют все опросы общественного мнения. Люди начинают понимать, что сегодня вынужден бастовать ты, завтра, могу быть – я.
Миф 8. Забастовка признана судом незаконной
Заявления о незаконности акции не соответствуют действительности. Об этом заявил Олег Бабич, заместитель председателя Федерации профсоюзов России. Пока суд в кассационной инстанции не установит незаконность акции, она является законной. До тех пор заявления работодателя о незаконности забастовки являются обманом общественности.
Миф 9. Машинисты «зажрались», и так много получают
Зарплата помощника машиниста составляет 18-20 тысяч рублей. Зарплата машиниста – 25-30 тысяч рублей. Для такого города, как Москва, не такие уж и большие деньги. Тем более, что большая часть зарплаты – это премия и разные бонусы. Оклад машиниста (т.е. единственная гарантированная часть) составляет 14 тысяч рублей. О сверхурочной работе и условиях труда мы скромно умалчиваем…
Как видно, у работников ОАО «РЖД» полно причин для недовольства и огромное желание разоблачить все эти мифы. Однако, все каналы донесения своей позиции до работодателя и общественности отрезаны. Остается только забастовка. Им не оставляют выбора. Так что рано или поздно крупномасштабная забастовка обязательно произойдет, какие бы ни были угрозы, лживые заявления и репрессии. Автор: Клеман Карин
|