АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Профсоюзы сегодня
07.05 | 11:13

Профсоюз галерного флота


Профсоюз Работников рыбного хозяйства РФ наконец-то получил от ITF строгий выговор с последним предупреждением. В славный день 1-го Мая, праздник Международной Солидарности Трудящихся, профбюрократы смогли прочесть ITF-нотис   такого содержания (воспроизводим по смыслу).

Профсоюз работников рыбного хозяйства РФ – в лице Калининградской областной организации, представленной Михаилом Синельником, а также в лице дочерней организации этого профсоюза, действующей в агентстве «Смарт» и представленной Александром Козловым, – предупреждается о несоответствии  Коллективного договора, действующего от имени профсоюза на судах компаний EASTWIND GROUP и  NORBULK HELLAS.

Согласно политике ITF, колдоговора на суда подобного флота вправе подписывать от имени ITF исключительно Российский профсоюз моряков (РПСМ), тем не менее, после консультации с этим профсоюзом мы сделали заключение, что  ваш профсоюз сможет сохранить за собой существующий договор при соблюдении следующих условий:

1.    Условия вашего Коллективного договора следует привести в соответствие с требованиями ITF. Особенно это касается условий оплаты труда, страхования моряков, выплаты больничного пособия и т.п.

2.    К тому же, ваш колдоговор подписан с нарушением процедуры, установленной ITF.

СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ ITF ВАШ ПРОФСОЮЗ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОСТАВЕ СЕКЦИИ РЫБАКОВ ITF, И НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ПРЕРОГАТИВЫ СЕКЦИИ МОРЯКОВ ITF, В КОМПЕТЕНЦИИ КОТОРОЙ ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА И ТЕ СУДА-БАЛКЕРЫ, НА КОТОРЫЕ, ПОЧЕМУ-ТО, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ВАШ ДОГОВОР.

Соответственно, процедура сохранения действия вашего договора при условии, что он будет соответствовать требованиям ITF, должна предусматривать дополнительные процедуры с Российским профсоюзом моряков.

В конце июня на заседании Комитета по Справедливой Практике ITF проблема вашего договора будет обсуждаться самым тщательным образом. Ведь Кампания МФТ против удобных флагов направлена против таких компаний, как EASTWIND/NORBULK, прикрывающихся субстандартными договорами.

Сложившееся с участием вашего профсоюза положение является нетерпимым для членских организаций МФТ, целей нашей политики и практики. Поэтому в случае несоблюдения вами вышеуказанных требований события будут развиваться по наиболее худшему для вас сценарию, предусматривающему дополнительные слушания по вопросу несоблюдения политики ITF и голосованию этого вопроса на заседании Комитета.

По смыслу это можно было бы назвать «черной меткой». Если бы ITF была пиратской организацией, а добрые дяденьки из Нью-Йорка (группа «EASTWIND») и Глазго-Пирея (группа «NORBULK») были бы невинными овечками, расходующими  всю прибыль на зарплату и страхование моряков. И если бы их крыша, то есть, организация, которая по недоразумению именуется профсоюзом – а должна называться  по прямому назначению, например, «местком греческого судовладельца» –  имела к настоящему профсоюзу хоть какое-то отношение.

Рыбаки – отдельно. Профсоюз – отдельно

 
Настоящих профсоюзов в стране, где гражданское общество свернуто в рулон, как пыльный ковер, почти нет. Однако если сравнивать с так называемыми «политическими партиями», то о-го-го! Как говорится, почувствуйте разницу. На виду и слуху профсоюзы  горняков, шахтеров, авиадиспетчеров и автомобилестроителей – кто не слышал про серию успешных стачек на Форде во Всеволожске? – работников табачных фабрик и сборщиков холодильного оборудования, локомотивных и железнодорожных бригад РПЛБЖ, независимые профобъединения учителей и т.д., простите, если о ком запамятовал. И главное отличие всего этого пестрого, бурлящего, качающего права конгломерата от дядек и теток, восседающих в каких-то президиумах – и, кстати, упоминаемых как «профсоюзы» лишь по этому информационному поводу – в том, что они живы и деятельны. А прочие запыленные фикусы, изображающие из себя пальму, всего лишь отбрасывают тень. В меру сил чего-то там имитируя.

Простой пример по Профрабрыбхозу. Начиная со времен приватизации, хорошей традицией стало обращение рыбаков и членов их семей именно в профкомы Российского профсоюза моряков. Причем по вопросам простейшим, связанным с проблемами прибрежной рыболовной артели: «Нам не выдают рукавицы, а должны?» И когда начинаешь объяснять про нормативы и правила, действующие в отрасли, информируешь о существовании госоргана технического надзора, где можно навести дополнительные справки, с изумлением узнаешь, что рыбаки знать не знают про существование своего специального профсоюза. «Где, говорите, он находится? Обком, говорите, называется?».

Да, ребята, имеется для вас какой-то обком. Судя по всему, подпольный.

Вот бесследно исчезло на Балтике малотоннажное рыболовное суденышко. Два тела вынесло море, а в расследовании обстоятельств случившегося и, главное, в установлении личности судовладельца и выяснении его обязательств перед бывшими работниками кто только не участвует… Ищут пожарные, ищет милиция, ищет областная администрация и РПСМ. А Профсоюз-то рыбаков, областной имени Иствинда-Норбалка что делает? Самое-то интересное, что никто таких вопросов просто не задает. Мол, что спрашивать о том, чего не существует?

Даже на паре мелких примеров видно, что Профсоюз рыбаков – вывеска, за которой лишь пара фикусов. Потому что и мелкими, и более существенными делами, например, вызволение рыбацкого экипажа откуда-нибудь из Южной Америки, да еще и с зарплатой, обеспечение забастовок рыбацких экипажей в рыбном порту или конвейером судебных исков к рыбацким судовладельцам в защиту рыбаков – занимается Российский профсоюз моряков. Причем не только в Калининграде.

В конце прошлого года мне пришлось участвовать в выездной сессии Секции Рыбаков МФТ во Владивостоке. На фоне абсолютно пустой бухты Золотой Рог, где раньше одних только плавзаводов было десятка два, а теперь любой траулеришко за счастье. В зале, битком набитом тремя десятками представителей Профрабрыбхоза с Дальнего Востока. Да, хорошие они все мужики, от Камчатки, где чего-то еще держится на плаву и даже дерзает промышлять в море, и до Сахалина, где любого рыбака, имеющего на руках хоть какой-то письменный контракт, следует вписать в Книгу рекордов Гиннеса.

Хорошие, повторяю, они мужики. И даже чего-то, в отличие от своих калининградских коллег, действительно делают. И всё же, все же, все же… Один-единственный маленький профком РПСМ во Владивостоке – Юра Курнаков – сделал для местных рыбаков раз в 30 больше. От Хабаровска и до Японии, от Магадана через Сахалин и до Южной Кореи наши коллеги из Владивостока исполнили  десятки успешных коллективных акций протеста (для тех, кто не в курсе, это отнюдь не прогулка  перед телекамерами, а жесткая забастовка на  ржавой палубе, иногда с ночевкой на борту в компании  вооруженных охранников); выиграли десятки  судебных споров по зарплате, когда искали и находили имущество судовладельца,  потом обосновывали иск и получали отказ в суде, подавали вновь, снова упирались в отказ и все равно, и все равно...

Главное же, что сделал Юра, так это организовал постоянно действующее бюро РПСМ по работе с российскими рыбаками в южнокорейском порту Пуссан.

Вот где всерьез и надолго обосновался дальневосточный рыболовный флот со своими экипажами и всеми проблемами. В формате этакой пиратской феодально-бандитской республики. Местное бюро ITF плюс периодические рейды РПСМ из Владивостока плюс привлечение консульства МИД РФ и на рейде Пуссана, и в прибрежном увеселительном поселке  под названием Техас воцарился хоть какой-то порядок. То есть, феодалы из Хабаровска и  прочих магаданов начали выплачивать зарплату и перестали за подобные требования сбрасывать вассалов в морозильный трюм (это не сказка, а документально подтвержденный случай, засвидетельствованный инспекцией МФТ во Владивостоке).

Юра даже наладил постоянно действующую юридическую консультацию и прием рыбаков в РПСМ. И вот  сижу я   на заседании  Секции Рыбаков во Владивостоке  и слышу  предложение МФТ представителям Профрабрыбхоза: А давайте организуем в Пуссане нечто подобное под вывеской Профрабрыбхоза? Причем на паях, ведь рыбаки-то вроде ваши? Ответ помню, как сейчас. Здесь смешались в кучу и обиды на «ЦРУ, развалившее СССР» и потому виновное в развале рыбной промышленности Дальнего Востока, и отчет о проделанной работе: типа в Кремль отправлено два вагона, битком набитых докладами, предложениями и требованиями о дополнительном финансировании рыбной промышленности. Много чего здесь было, кроме существенного. Никакого желания вылезать из кабинетов руководство Профрабрыбхоза не проявило. Больше того, посоветовало МФТ самостоятельно и целиком за свой счет продолжать дальнейшую деятельность  по защите прав и свобод российских рыбаков за рубежом.

Тем самым, Юра Курнаков из РПСМ и Санг Ги Гим, его друг из корейского бюро МФТ, остаются единственными защитниками таковых. Без какой-либо вывески, зато по заслугам. 

Однако чего-то далеко мы отъехали от Калининграда. Вернемся и напомним кое-что из местной истории сотрудничества Профрабрыбхоза с ITF-МФТ.
           
Защитники капиталистического производства
 
Началось со времени приватизации калининградского рыбопромышленного флота. Это сегодня от Рефтрансфлота, объединявшего на тот момент семьдесят с лишним океанских транспортных судов, остался лишь календарь с картинкой единственного непроданного, ТР «Гранитный Берег» под флагом РФ. Прочие плавединицы  были переведены под удобные флаги (где, кстати, и сгинули, несмотря на временное, на срок не более 10-ти лет, разрешение, выданное тогда Министерством рыбного хозяйства РФ), и плавсостав, также массово переводимый новыми собственниками на условия срочного договора о найме (вместо постоянной занятости), стал интересоваться международными условиями оплаты труда.

Вот так в Калининграде появился Российский профсоюз моряков: в первом составе Калининградского профкома плавсостава РПСМ были одни рефтрансфлотовцы во главе с Володей Лобановым. Движение «Даешь оплату по условиям ITF!» с самого начала наткнулось на естественное нежелание мистера Атаманова платить, как требовалось. И на общем собрании плавсостава этот тип пригрозил народу вааще распродать весь флот, если моряки не угомонятся. Взамен этот сказочник из славного ВЛКСМ пообещал в несколько лет обновить весь флот и уж тогда заключить с каждым ITF-контракт.

Постсоветский наш народ был прост, как газета под лживым названием «Правда». То есть, сначала думал о нуждах производства, а уж потом о личных. И еще не дошел своей головой о сущности нового времени. И, главное, о сущности своих работодателей, ставших из фарцовщиков «судовладельцами».

Вдобавок, разводили его, плавающий народ,  по серьезным советским лекалам. С одной стороны, Атаманов показывал легковерным капитанам и доверчивым ветеранам  какие-то картинки якобы строящихся судов, а вот с другой… С другой, под соусом защиты «интересов производства» моряков разводил их старый знакомый, Профсоюз работников рыбного хозяйства СССР-РФ. Прессовал народ с привлечением тогдашних первых лиц руководства – давно они забыты, эти люди, с самого начала ничего не соображавшие, упоминать их ни к чему – но народ из плавсостава лиц этих ни в грош не ставил и эту позицию активно заявлял им прямо в лицо.

Разумеется, когда с одной стороны тогда еще маленькая общественная организация РПСМ, а с другой – концерн с наворованным добром при активной поддержке организации, вроде бы, тоже общественной, непопулярной, зато с опытом бюрократии, расклад известен заранее. Но рефтрансфлотовский профком РПСМ трепыхался год с лишним, пока не разошлись ребята по судам и контрактам, а плавсостав тогда еще существующего ОАО Рефтрансфлот на судах под удобными флагами получил первый Коллективный договор, не соответствующий требованиям МФТ ни по одной из статей (а всего таковых – 28).

Профрабрыбхоз разводил тогда МФТ под соусом своей малоопытности и хронической ущербности. Мол, наберемся своего опыта и вашего ума и вырастем до уровня международных требований.

Между тем, прошло 10 лет. От «Рефтрансфлота» остался календарь и безлошадный плавсостав (еще несколько инофлажников под управлением рижского «Аквашипа» оплачиваются по ставке 1000 долларов для матроса под  управлением ручного профкома). И когда на освободившееся место приплыл со своим плавстарьем добрый дядюшка Джон Кози из Нью-Йорка из группы EASTWIND, старый недобрый Профрабрыбхоз автоматически подрядился защищать интересы производства – на сей раз, очевидно несоветского – опять в ущерб правам и интересам российских работников. Уровень зарплаты на судах EASTWIND - греческий, условия страхования такие, что в производстве адвокатской фирмы «Павлакис», специализирующейся на извлечении компенсации с судовладельцев, сейчас с десяток дел. Объединенный профком «Иствинда - Норбалка», естественно влившийся в ряды профрабрыбхоза возглавляет деятель необычный. Когда одно из судов, покрытое этим левым договором, закономерно попало под акцию МФТ в Скандинавии и экипаж получил дополнительную зарплату, по распоряжению компании этот деятель, тогда директор агентства по найму, пытался истребовать с моряков разницу. Теперь он возглавляет профсоюз по защите прав этих самых моряков. Нормально?

В логике отношений Профрабрыбхоза с «Иствиндом» - таки да. Ведь левый колдоговор не предусматривает никакой обратной связи моряков с их «профсоюзом». Например, капитан требует мотористов выйти на бесплатные сверхурочные работы и не простые, а по зачистке танков, да еще и в рейсе. Народ, естественно, отказывается, звонит в профсоюз за консультацией и получает естественный ответ: «Поступать так, как приказывает капитан. Больно вы там умные».

Самое интересное, что текст Коллективного договора для экипажа просто недоступен, то есть, даже о своих куцых правах народ не извещен. Хотя казалось бы, чего Профрабрыбхозу стесняться? Ведь все и так всё знают.

И чтобы Профрабрыбхоз в этом не сомневался, в День Международной Солидарности  Работников и Профсоюзов ему отправлен официальный нотис. Весьма простой по сути: либо соблюдай политику, либо смени вывеску, вводящую людей в заблуждение, на реальное название своего товара.
 
Куда податься
 
По нашим данным, всего лишь не более 10% судов под удобными флагами, заходящих в порт Калининград, не покрыты договором МФТ. Иными словами, 90% судов работают под международными условиями оплаты труда и страхования жизни. В составе экипажей много калининградцев, украинцы и клайпедчане, хорваты и румыны, болгары и поляки. Все по минимальному уровню оплаты труда от 1640 долларов для матроса и объему выплаты компенсации в случае травмы от 80 до 120 тысяч долларов.

Хотя и по субстандартным, то есть, не соответствующим требованиям МФТ судам, наблюдается разница в оплате. В качестве примера  - судовладельцы риферного флота удобных флагов.

Самый отстой – это местная контора под названием «Рефтрансфлот - крюинг» (кстати, со своим Профрабрыбхозом) и также местная «Рефрыбфлот» с ул. Суворова (там «Атлантик Леди» и «Карибиан Леди»). Система оплаты: до штуки баксов, вроде как, железно, а то, что перетаскаешь в трюме на горбу, стивидорка - твой дополнительный приработок.

Слоем чуть повыше – вечно живой Ласкаридис и вечные благодетели калининградских рыбаков EASTWIND-NORBULK. Как говорится, два сапога - пара, однако Ласкаридис зарабатывает на жизнь, обходясь без подручной и ручной общественной организации.

Еще выше – несколько клайпедских судовладельцев удобного флага, нанимающих через филиалы в Калининграде нашу молодежь, ребят без серьезного практического опыта. Маленькие прибалтийские конторы щедрее больших заокеанских: для матроса – от 1500 долл./мес. Примечательно, что на том же уровне калининградское представительство «Sun Deal Corp.»: всего три маленьких рифера, но уровень оплаты  - не ниже тех же 1500.

Отдельная тема – это «Sea Trade Groningen»: крупный игрок на риферном рынке по демпингу оплаты труда, но по любому голландцы платят больше, чем американские греки.

Ну, а на верху – известная компания Грин Риферс, где ставки ITF, действительно, минимум: платят здесь больше, чем 1640 долл./мес. Флот покрыт совместным Коллективным договором норвежских профсоюзов и РПСМ.

И завершая нашу краткую экскурсию, приведем вот такую цитату, мнение Курта Бушкольца (Kurt Buchholz), управляющего крюинговой компанией «V.Ships» (кстати, представительство «V.Ships» – BGI – теперь работает и в Калининграде):

«Есть ли в действительности нехватка моряков на рынке труда? Нет, если вы предлагаете зарплату выше ставок ITF и благоприятные условия. Конечно, необходимо быть конкурентоспособными, но сейчас судовладельцы получают огромные прибыли от высоких фрахтовых ставок и моряки, естественно, тоже хотят иметь свою долю. Если судовладельцы ищут дешевые экипажи, у них появляются проблемы, в основе которых то, что дешевизна имеет под собой какую-то причину. Причина эта в том, что моряки дешевых судовладельцев просто не могут найти себе более высокооплачиваемую работу».

Поэтому, моряки Смарта – Иствинда - Норбалка, всё в ваших руках. За исключением профсоюза. Говорят, на галерах тоже такая организация была. Под руководством надсмотрщиков с кнутами. Те еще были представители интересов плавсостава галерного флота …

|
Источник: КРО РПСМ
к началу новости Профсоюзы сегодня версия для печати
добавить новость нарушение трудовых прав архив

Профсоюзы сегодня
12.05 | 14:14 В Мещанском районном суде состоится суд по делу уволенного РЖД машиниста.
12.05 | 12:14 Кто кого переиграл в апреле? Забастовка железнодорожников породила страхи.
08.05 | 10:32 В суде Московской области было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении Мухина А.В., возбуждённое транспортной прокуратурой по факту участия его в забастовке железнодорожников.
08.05 | 10:25 В Мещанском районном суде города Москвы состоялось судебное заседание по иску машиниста дизель-поезда Казанкова А.В. о восстановлении на работе.
07.05 | 13:40 Невинномысск: резолюция Первомайского митинга «Росту цен - опережающий рост зарплаты!».
07.05 | 11:13 Профсоюз Работников рыбного хозяйства РФ получил предупреждение о несоответствии требованиям ITF коллективных договоров, действующих от имени профсоюза на судах компаний Eastwind Group и Norbulk Hellas.
07.05 | 09:40 С 1 мая зарплата сотрудников ОАО «РЖД» выросла на 4,8%.
06.05 | 09:28 Возможна и всероссийская забастовка железнодорожников.
05.05 | 15:25 Моряки атомного флота создадут первичную профсоюзную организацию РПСМ.
05.05 | 10:04 Рабочие Восточно-Сибирской железной дороги провели акцию протеста.
02.05 | 10:15 Забастовка железнодорожников приостановлена. Интервью об итогах и целях забастовки с председателем Первичной профсоюзной организации «Локомотивное депо «Железнодорожная» РПЛБЖ Сергеем Линёвым.
наверх Профсоюзы сегодня лента новостей архив
Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: