|
|
|
Ох и удивил же членов профсоюзов и их оппонентов - работодателей и власть - конец нынешнего апреля, ох и удивил. В начале Минфин стал какой-то ласковый - хотя и под угрозой коллективных действий, но все же пообещал удовлетворить законные требования профсоюза работников РАН. Они касались выделения средств на индексацию зарплат ненаучных бюджетных работников в РАН на положенные 14% с февраля текущего года, которую Минфин «зажимал», а также выделения средств для компенсации индексации доплат за научную степень, на которую РАН была вынуждена искать средства где только придется.
Вышел в апреле и приказ министра Т.Голиковой об изменении механизма индексации зарплат бюджетников, а именно начисления ее с полного заработка работника. Также не обошлось без угрозы коллективных действий со стороны профсоюзов, особенно медиков, учителей, работников культуры. Не хотели власти допустить серьезных коллективных действий в канун инаугурации нового Президента страны, ох, не хотели, поэтому и пошли на уступки. Но куда, спрашивается, смотрели ответственные чиновники раньше, чтобы не доводить до угрозы конфликта? Разве профсоюзы работников бюджетной сферы не обнародовали заранее свои законные требования, не посылали писем в Правительство, не говорили в них о том, что обещания властей расходятся с делом, что на деле производится индексация в 7%, потому что начисляется не с полного заработка, что это не 14%? Где пресловутая обратная связь, почему нужно опять бороться, когда речь идет об элементарных вещах?
Затем в конце апреля случилась предпервомайская пресс-конференция руководства ФНПР. Лозунги первомайской кампании были озвучены блестящие. А далее членов профсоюза огорошили тем, что ФНПР выйдет на шествия и митинги с «Единой Россией». С правящей партией. Вероятно, большинство членов ФНПР не против этой партии, голосовали за ее представителей на выборах в Госдуму, возможно, не против работы Председателя партии в качестве премьер-министра. Но праздник Труда – это праздник профсоюзов, партии могут, наверное, отдыхать или скромно уйти в тень.
Очевидно, ФНПР как структура, имеющая представительства в любом уголке нашей страны, только тогда усилит свой не очень высокий авторитет, когда будет реально подставлять плечо работнику (опять–таки в любом уголке России) в конфликте с работодателем и властями, когда поставит на место своих внутренних соглашателей. И тех, кто до сих пор почему-то мнит себя истиной в последней инстанции, не видит, что есть и другая практика профсоюзной работы, подчас более эффективная.
После девяностых, когда превалировала идея повсеместного создания новых профсоюзов, и десятки организаций были созданы и работают по сей день, уже никто всерьез не помышляет «разломать» всю сохранившуюся старую структуру. Это слишком накладно, слишком мало хороших организаторов для новой широкой сети. Значит, надо выдвигать в выборные органы существующих профорганизаций активных людей, способных защищать трудовые права, покончить с соглашательством, ввести возрастной ценз на занимаемые профсоюзные должности. Профсоюзной работой можно заниматься и на общественных началах, если с ней человеку трудно расстаться и трудно справляться. А на жизнь зарабатывать, вспомнив о своем дипломе, о своей профессии.
Что это за организация, если в ее рядах многие просто коротают время, а сделать ничего полезного уже не в состоянии?
Это отнюдь не значит, что критерием ротации должен быть только возрастной принцип, ведь нет двух одинаковых людей, и кардиналы в Риме, наделенные правом принимать решения, восьмидесятилетние. Но засиживаться в профсоюзе как в своей вотчине совестно, лучше уж писать мемуары на даче…
…В тот же день -28-го апреля - параллельно с упомянутой пресс-конференцией, на Ярославском и Горьковском направлениях Московской железной дороги шли настоящие профсоюзные бои, привлекшие внимание всей страны. Остановились электрички, потому что 14 локомотивных бригад забастовали. Забастовали, нарушив правила, без предварительного уведомления работодателя. Тысячи людей в этот день опоздали на работу. В профсоюзных и властных структурах идут споры: учитывая обстоятельства дела, казнить или помиловать?
Обстоятельства таковы: многие годы отраслевой профсоюз железнодорожников (входящий в ФНПР) не поддерживает усилий профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), препятствует его переговорам с работодателем по заключению профессионального соглашения, не включает его представителей в комиссию по заключению коллективного договора. Работодатель от РПЛБЖ шарахается. В общем , есть реальные люди, есть организация, но как будто ничего этого нет. Стоило РПЛБЖ осенью 2007 г. объявить о проведении забастовки, как суд первой инстанции по иску работодателя – ОАО «РЖД» - сразу же объявил ее незаконной. И Верховный суд по формальным признакам поддержал это решение. Обратите внимание – объявили незаконной еще не начавшуюся забастовку! Вот и изобрели активисты из РПЛБЖ, чтобы привлечь внимание к своим проблемам, такой «острый» способ, как забастовка без объявления сроков проведения. Особенно людей возмутила «идея» работодателя – в каждом депо поощрить семь машинистов персональными окладами, в два, а то и в три раза превышающими оклады других машинистов, и отнять доплаты за выслугу лет.
Что такое семь машинистов с окладом в шестьдесят тысяч рублей в месяц в депо, где работает сто машинистов? Это не что иное, как «долой уравниловку», от которой мы страдали в эпоху «развитого» социализма, но только по пост-советски, достаточно уродливо. А еще это можно назвать формированием «рабочей аристократии», но уже скорее на американский манер.
Когда в массе своей сотни работников получают двадцать – тридцать тысяч рублей в месяц, а помощники машинистов – дай бог четырнадцать тысяч, награда только для семерых никак не может быть стимулом для улучшения трудовых показателей в целом - или залогом глубокой лояльности к руководству. Она может быть только яблоком раздора.
Забастовка РПЛБЖ, которую можно назвать забастовкой «на самом деле», продолжалась сутки. Электрички (с большими перерывами) повели инструктора, машинисты с других участков, с риском для жизни пассажиров. Надо ли нам трепетать в ожидании других остановок поездов, пароходов, самолетов на взлетной полосе аэродромов? Полноте, не стоит нагнетать ненужные страхи: все это можно будет предотвратить, если вовремя сесть за стол переговоров, не проявляя хамства и лицемерия. Это относится как к работодателям, так и к соглашателям из некоторых профсоюзов.
Право, стоило бы специально для них прочитать курс лекций об оппортунизме, зарождении рабочей аристократии и ее моральном падении, о горьких уроках прошлого и настоящего в истории рабочего и профсоюзного движения.
Некогда мы сумели обойти стороной «столбовую дорогу» развития европейской цивилизации, а сегодня, вырулив, в конце концов, на этот путь, то и дело совершаем набеги в прошлое, причем в разные эпохи и в разные уклады. И в социализм, и в «дикий» капитализм западного толка, и еще куда-то, а чаше всего хвалим почему-то Китай, где производят не только шедевры, но и в массовом масштабе - халтуру для россиян. Что из этого может выйти, судите сами. Автор: Горн Роза
|