Государство в помощь
– Николай Михайлович, ни для кого не секрет, что многие приморские суда занимались перевозкой подержанных авто из Японии и Южной Кореи. В связи с грядущим повышением пошлин на машины грозит ли морским компаниям отсутствие заказов, а морякам – зарплаты?
– Собственно, флот у нас всегда занимался тем, чем и положено ему заниматься – перевозкой грузов. Поэтому даже с введением высоких пошлин на подержанные иномарки морякам безработица не грозит. Сейчас острый дефицит морских кадров, как офицерского, так и рядового состава. Наших моряков уже сейчас переучивают и забирают работать в Европу. Ну, а моряки пенсионного возраста уйдут на заслуженный отдых. Думаю, работа на берегу им найдется. Кстати, именно благодаря финансовому кризису моряки стали зарабатывать больше. Дело в том, что в нашей профессии наблюдается большая нехватка кадров. А ведь еще несколько лет назад моряки зачастую, от безысходности, работали «за тарелку супа». Сейчас, когда профессионалов не хватает, судовладельцы пытаются создавать нормальные условия для плавсостава. В некоторых компаниях капитаны получают по 15 тысяч долларов в месяц.
– Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень компаний, которые будут пользоваться льготными кредитами, госгарантиями, субсидированием процентных ставок по кредитам и прочими приятными вещами от государства. В списке таких предприятий есть и наши, приморские. Есть ли смысл вкладывать деньги в частные компании?
– Насколько я знаю, одна из этих компаний – Приморское морское пароходство, причем – со стопроцентным частным капиталом. Правда, там работает много наших земляков. Наверное, правительство решило поддержать предприятие в период кризиса для того, чтобы были сохранены рабочие места. Хотя правильнее было бы вложить средства в государственные компании.
Престиж или фикция?
– Профессия моряка всегда считалась престижной. За работу в море платили хорошие деньги. И все-таки сообщения о задержках зарплаты или о невыплатах – не редкость…
– Мы стараемся обращать внимание на каждое такое сообщение, особенно, если в процессе замешаны приморские компании и моряки. Вот сегодня мы готовим документы в суд на фирму «Транслоджистик» из Находки. Она является оператором судна «Трансэкспресс», экипаж которого вот уже шесть месяцев не получает зарплату и живет буквально впроголодь в порту Санкт-Петербурга. Кстати, за последние несколько лет нам удалось взыскать с недобросовестных судовладельцев более десяти миллионов долларов заработной платы и других выплат морякам.
– В последние годы количество кораблекрушений с российскими моряками на борту увеличилось в разы. Только с начала века на Дальнем Востоке произошло немало серьезных морских аварий. Почему?
– Российский профсоюз моряков, в частности, наше дальневосточное отделение, только в этом году уже несколько раз обращался с очень серьезными письмами в Министерство транспорта, в Генеральную прокуратуру, к Президенту. Мы информировали о том, что на Дальнем Востоке скопилось очень много судов, списанных на Западе. Ситуация просто критическая, техническое состояние этого «железного хлама» прискорбное. За последние годы у нас произошло уже более десяти кораблекрушений, в которых погибло более сотни наших земляков. И уже сегодня мы имеем положительные результаты в этом вопросе. В первую очередь, такие организации, как международная страховая компания Ллойда, стали более пристально относиться к морским судам. На государственном уровне уже принят ряд постановлений, которые говорят о том, что суда должны иметь двойное дно, по сути, двойной корпус. Поэтому многие морские «старушки» теперь просто не имеют никакого законного права выходить в море. Их эксплуатация просто запрещена. Значительная часть этих старых судов от нас ушла. То есть можно уже говорить, что мореплавание стало безопаснее.
Пиратам – гуманитарную помощь
– Неужели безопаснее? А пираты? Они в последнее время стали диктовать все более жесткие условия.
– И эта проблема решаема. Вот смотрите, сначала никакого житья морякам не было от пиратов, которые промышляли в Малаккском проливе между Индонезией и Сингапуром. Благодаря странам этого региона пролив был взят под охрану военными кораблями и полицией. В итоге с пиратством было покончено. Теперь Сомали. Я уверен, что решать проблему необходимо в комплексе. В Сомали, если я не ошибаюсь, уже года три-четыре полное безвластие. Государство просто бросило свой народ. И они пошли на «большую дорогу». А что им еще остается? Причем проблема вышла на международный уровень. Здесь, в первую очередь, должна поработать над ситуацией Организация Объединенных Наций. Необходимо созвать срочное совещание относительно ситуации в Сомали. Оказать гуманитарную помощь этому государству. Только так можно решить проблему с морским разбоем.
– А как Вы относитесь к решению проблемы военными мерами?
– Большинство судов, которые бороздят Индийский океан, – под «удобными» флагами. Владеют ими люди далеко не бедные. А сомалийцы на каких-то резиновых лодках заставляют военно-морские силы многих государств патрулировать этот регион. Сопровождать суда под флагами Сент-Винсента, Камбоджи, Монголии, пусть даже на них работают наши российские граждане. Мне кажется, что именно крупные судовладельцы обязаны выделять средства на борьбу с пиратством, а никак не российские налогоплательщики. Автор: Суханов Н.М.
|