|
|
|
В Москве 15 января прошло объединенное заседание независимых, а вернее свободных – так они сами себя называют, профсоюзов. В заседании приняли участие представители практически всех свободных профсоюзов страны – Всероссийской конфедерации труда (ВКТ), Конфедерации труда России (КТР), СОЦПРОФа, Объединения рабочих профсоюзов «Защита Труда». Также во встрече приняли участие депутаты Госдумы, председатель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев и заместитель председателя фракции, сопредседатель «Защиты труда» Олег Шеин. Цель встречи – обсуждение антикризисных поправок в Трудовой кодекс.
Напомним, что провластная Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и «Единая Россия» уже договорились о том, что на время кризиса следует объявить «мораторий на изменение трудового законодательства». То есть экстренно менять законы в интересах банков, предприятий и компаний можно, можно открывать для них льготные кредитные линии, а вот внести изменения в ТК, с целью облегчить заметно усложнившееся положение работников (по ним кризис ударил больнее всего) нельзя. Вот такая странная логика. Более того, по данным Олега Шеина, до того, как было заключено соглашение на мораторий, глава ФНПР Михаил Шмаков и единоросс Андрей Исаев и вовсе предлагали Кремлю и правительству резко ужесточить наказание за проведение нелегальной забастовки, а ведь легальную забастовку по российскому ТК провести фактически невозможно.
Финансовый кризис, уверен Шеин, «обнажил трудовые противоречия, которые до этого камуфлировались нефтяной пленкой». Трудовое законодательство сейчас нуждается не в моратории, а в экстренных поправках. Это позволит перевести неизбежные в ситуации экономического кризиса трудовые конфликты в цивилизованное русло. В противном случае, заявил вице-президент ВКТ Александр Сергеев, «люди станут стихийно выходить на улицы и перекрывать дороги, а то, что произошло во Владивостоке покажется цветочками».
Итак – вот ряд, пожалуй, наиболее важных, ключевых поправок, которые рекомендуется внести в трудовое законодательство.
Предлагается установить твердый тариф в зарплате. Сегодня доля разнообразных премий, бонусов в структуре зарплаты составляет на отдельных предприятиях до 60-80%. Эти деньги работодатель может в любой момент, без малейшей правовой угрозы для себя, ведь это законно, забрать у трудящегося, оставив того на голом окладе. Установление твердого тарифа как минимум в 60% от зарплаты избавит работника от возможного произвола.
Кстати, о произволе. В связи с кризисом многие предприниматели начали ссылаться при задержке или снижении зарплаты на хозяйственные трудности. Мол, тяжелое положение в стране и нет денег. Но в итоге был выявлен ряд случаев, в частности, в строительном бизнесе, когда компании реально обладали средствами, но предпочитали не платить зарплаты, используя кризис лишь как предлог. Необходимо решительно расширить право профсоюзов на информацию в части финансово-экономического положения предприятия.
Еще один важный момент – ограничение сверхурочных. В условиях роста безработицы применение сверхурочных является действием, влекущим за собой уменьшение числа рабочих мест. К тому же, используя механизм сверхурочных, работодатель на крупных производствах (и не только) делает обычной практикой фактическое увеличение продолжительности рабочего дня на несколько часов. Ведь только работая еще и сверхурочно можно получать минимально приемлемую зарплату. И длину дня работодатель, использую такой механизм, может устанавливать какую угодно.
Профсоюзники также предлагают упростить процедуру начала трудовых споров. По нынешнему ТК эта процедура крайне сложна. В итоге официально в 2007 году прошло две забастовки, а в 2008 году три. Хотя, даже по оценкам ФНПР, число коллективных споров ежегодно превышает тысячу. Отсутствие легальных трудовых споров, в том числе и забастовок, лишь усиливает напряженность и провоцирует радикальный конфликт интересов.
Наконец, необходимо закрепить в ТК положение об автоматической пролонгации коллективного договора. Сейчас он принимается на срок не более, чем в три года. Это означает, что каждые три года профсоюзу приходится бороться за те гарантии, которые были достигнуты ранее. Кризис лишь усугубил положение. Сейчас часть работодателей проводит фиктивную реорганизацию, в результате колдоговор, а вместе с ним гарантии по зарплате и условиям труда, перестает действовать. Для защиты от подобных действий предлагается сделать расторжение колдоговора возможном только в том случае, если происходит действительно серьезное сокращение сотрудников, то есть реальная, а не «бумажная» реорганизация.
Вышеперечисленные первоочередные меры помогут оградить работников от спекулятивных нападок со стороны работодателя в условиях кризиса. В завершении заседания собравшиеся выразили единогласную поддержку Валентину Урусову, лидеру свободного профсоюза Удачнинского рудника АК «Алроса», приговоренному к шести годам лишения свободы за «хранение наркотиков». Арест профсоюзного лидера совпал с организованной им акцией протеста. Было предложено также создать единый межпрофсоюзный штаб, который бы координировал поддержку, юридическую, информационную и прочую, оказываемую осужденному профактивисту.
|