|
|
|
Моряки несколько месяцев не получают зарплату и готовы к забастовкам. Финансовый кризис уже ударил по морякам-дальневосточникам – судовладельцы «замораживают» рост зарплат, но это еще не худший вариант.
Тревожат поступающие то с одного, то с другого пароходов сообщения о задержках зарплаты. Об этом, а также о том, сколько получают моряки, работающие в судоходных компаниях в западной части России, и какие результаты принесла акция по борьбе с судами под «удобными флагами» рассказал инспектор Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке (ITF) Петр Осичанский.
- Петр Иванович, как финансовый кризис отразился на моряках-дальневосточниках?
- Уже видно, что кризис коснулся моряков. Многие мелкие судоходные компании прекратили платить деньги, уже есть задолженности по два-три месяца. Речь идет, прежде всего, о судовладельцах, которые всегда были склонны недобросовестно обходиться с моряками. Сейчас они, прикрываясь кризисом, не платят экипажам деньги. Негативный момент еще и в том, что задолженности по зарплате начинают накапливаться. Вероятно, добиваться выплаты придется через суд, а для моряков, работающих под «удобными флагами», это всегда проблема, им тяжело будет через суд выбивать деньги. Прошедшая акция выявила эти «болячки».
В ходе акции по борьбе с «удобными флагами», которая с 27 по 29 января прошла в портах Приморья, к нам ежедневно поступали звонки от моряков, с жалобами на недобросовестных судовладельцев. И сейчас, хотя акция закончилась, звонки продолжают поступать.
Те компании, что и прежде к обязательствам перед моряками относились ответственно, и сейчас, в сложный период, стараются их выполнять.
- Почему те моряки, которым по три месяца не платят зарплату, не пытаются защитить свои права?
- Возможно, некоторые просто бояться сейчас остаться без работы или попасть в «черные списки», а может быть, их пока кризис не «достал» и моряки пока терпят.
Прошедшая акция по борьбе с «удобными флагами» показывает, что моряки год от года становятся смелее, больше знают о своих правах, и не бояться рассказывать о своих проблемах. Звонки поступили также от экипажей судов «Mistral», «Star», «Aleksandr Ksenofontov». Моряки звонят из Китая, Кореи, Камчатки, Сахалина...
В дни акции к нам обратились члены экипажа российского теплохода «Федор Попов», который стоит сейчас во Владивостоке, в Первомайском СРЗ. Они три месяца не получают зарплату, а некоторым из них судовладелец за весь 2008 года зарплату выплатил только один раз. Сейчас будем разбираться в этой ситуации, вести переговоры с судовладельцем. К нам обратились девять членов экипажа «Федора Попова», по их оценке, долг по зарплате составил, как минимум, 40 тысяч долларов.
После того, как акция уже завершилась, поступило сообщение от моряков из Хабаровского края, работающих на лесовозе «Madero», они не получают зарплату уже четыре месяца, им задолжали около 100 тысяч долларов. И моряки заявили, что готовы пойти на забастовку, если им не заплатят.
- А у моряков, работающих на западе России, дела обстоят лучше?
- Мы по многим показателям отстаем от западной части России, Калининграда, Санкт-Петербурга, куда наши моряки, если повезет, уезжают работать на приличные зарплаты.
На западе зарплата капитана, работающего в крупной судоходной компании «Совкомфлот», достигает 12 тысяч долларов. Кроме того, компании там рассматривают возможность заключения долгосрочных контрактов. Еще до финансового кризиса была другая острая проблема – нехватка морских кадров, поэтому крупные компании прилагали все усилия, чтобы удержать квалифицированные кадры. Моряки Англии, Скандинавии, Европы не стремятся идти на флот, работают за очень высокую зарплату, и на их место пришли моряки из Восточной Европы, болгары, поляки, русские украинцы. В Азии активно работают филиппинские и китайские моряки.
В мелких дальневосточных судоходных компаниях, флот которых два-пять-десять судов, таких условий нет. Зарплата капитана здесь две-три тысячи долларов, на западе столько платят матросу, а матрос, соответственно, на ДВ получает 700-800 долларов.
В крупных компаниях моряк может четыре месяца ходить в рейс, а два отдыхать на берегу, и при этом, пока он на берегу, ему будут выплачивать зарплату. На западе заключают долгосрочные контракты, например, на пять лет. Это очень выгодно, например, молодым специалистам, и компании. У нас моряк подписал контракт, пошел в рейс на несколько месяцев, списался, и все, он ничей, он «завис».
На западе крупные ответственные судовладельцы обеспечивают весомый социальный пакет, пенсионные отчисления, страховку. В наших компаниях соцпакета или вообще нет, или минимальный. Например, в контракте за гибель моряка предусмотрена компенсация семье в 10-15 тысяч долларов. Разве семья, оставшись без кормильца, сможет на эти деньги прожить? На эту сумму, образно говоря, только похоронить можно. По стандартам ITF, минимальная компенсация – от 80 тысяч долларов.
- Петр Иванович, по Вашим прогнозам, как ситуация будет развиваться дальше?
- Предполагаю, что мелкие дальневосточные судоходные компании острее почувствуют кризис, болезненней будут его переживать, и, соответственно, моряки пострадают. Повышение пошлин на иномарки – удар для портов, для судовладельцев, причалы в портах стоят пустые.
Повысились пошлины на лес-кругляк, а многие компании на нем специализировались, в Хабаровском крае ряд судоходных компаний работали на этом направлении. Падение цен на металл по нашим судовладельцам тоже ударило. Это ведь основная номенклатура грузов. Многие наши компании пытаются уходить на юг, стараясь найти работу, перебазируют туда флот, чтобы возить грузы между иностранными портами. Кому-то удается это, кому-то нет.
Мы во время акции по борьбе с «удобными флагами» пытались собрать информацию, нащупать слабые точки, помочь морякам получить заработанное, а также убедить судоходные компании компаниями подписать коллективный договор.
Его наличие - это способ для компании рассчитывать на помощь, которую государство готово оказать компаниям, находящимся в сложном положении. Если у тебя «удобный флаг», бегаешь от налогов, нет коллективного договора, понятно, что на государственную помощь ты не можешь рассчитывать.
|