|
|
|
В Перми открыто представительство альтернативного Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Как рассказал в интервью порталу «Пермский мост» глава представительства, доцент кафедры механико-математического факультета Пермского государственного университета Владимир Морозенко, в новый профсоюз не смогут вступать директора и чиновники, а одним из методов работы организации может стать «итальянская забастовка».
Интервью:
Как появился альтернативный профсоюз, давно ли он существует?
В середине января в Москве были приняты устав и декларация нового профсоюза. На собрании присутствовали учителя из 20 городов страны: Ульяновска, Новосибирска, Братска, Ижевска, разумеется, Москвы и Петербурга и других. Обсуждался обширный положительный опыт борьбы учителей за свои права. Есть случаи, когда в острых ситуациях учителя пасовали и прекращали бороться. На их место вставали библиотекари, технические работники школ и в результате выигрывали. Наш профсоюз должен объединить их усилия.
Чем общественность не устраивает традиционный профсоюз?
Не совсем правильно, когда профсоюз объединяет директоров, работников и чиновников. Если конфликт произойдет между руководством и работником, чьи интересы профсоюз должен отстаивать? Непонятно. Существующий традиционный профсоюз явно поддерживает скорее интересы руководства, чем простых работников. Надо сказать, что он зависим. Тем более что руководство какого-либо учреждения обычно поддерживает профсоюз, как они могут между собой общаться? Поэтому в профсоюз «Учитель» не могут вступать директора и чиновники, он четко отделяет работника от руководства. Это дает целый ряд преимуществ для равноправного диалога и реальной защиты своих прав.
А надо сказать, что недовольство в преподавательских коллективах по всей России нарастает. По многим поводам нарушений устава и закона и в серьезных ситуациях, доходящих до суда, профсоюз нередко оказывается на стороне руководства учреждения или вообще не принимает участие, хотя обязан защищать права работника.
На решение каких проблем в образовательной сфере вы намерены повлиять в первую очередь?
Самый больной вопрос для преподавателей и учителей — зарплата. В ПГУ есть странное правило - когда человек работает на полную ставку, ему начисляются надбавки. Но многие работают более чем на полную ставку, и дополнительных надбавок для них нет. Для многих это весьма существенно, потому что зарплата очень небольшая. По закону в распределении средств должен участвовать профсоюз. Он участвует, но формально. В идеале он должен поставить вопрос, почему существует такая дискриминация работников.
Другая проблема - «коммерческих» студентов вынуждают вносить плату за обучение в самом начале семестра, а после внесения платы их могут отчислить за неуспеваемость. Известно, что студента не допустят до экзамена, если он не внес оплату.
Еще одна проблема – уменьшили объем аудиторных часов, и студент больше времени должен посвящать самообучению, однако плата за обучение выросла. Многих интересует, как расходуются огромные средства, получаемые университетом от «коммерческих» студентов. Почему доля затрат на зарплату преподавателя уменьшается, в то время как плата за обучение стремительно растет? Попытки хотя бы узнать, как расходуются средства, руководством пресекаются. Один из преподавателей, доктор наук, профессор был уволен после того, как осмелился выразить несогласие со схемой начисления надбавок и попросил объяснения.
В СМИ сообщалось, что профсоюз намерен внедрять новые методы влияния на власть и общественность, в том числе европейские. Какие именно?
В Европе очень высок уровень солидарности общества. У нас, бывшей социалистической страны, где поддерживалась идея братства, такого нет. Среди методов, - так называемая «итальянская забастовка». Представьте, что все начали работать строго по уставу и закону, - никаких сверхурочных без доплат, никаких «просьб» типа «прими ещё раз экзамен у этого студента», никаких дополнительных занятий с должниками без гарантированной оплаты, никакой работы без письменного договора.
Расчет на то, что руководство одумается и само начнет действовать в рамках закона. А сегодня доходит до того, что деканат издает противозаконные распоряжения, а я их оспариваю, ссылаясь на устав, и тогда их отменяют.
Следующий метод - это общение со СМИ о самых важных проблемах образования, с которыми приходится сталкиваться простым рядовым работникам. О настоящих забастовках в профсоюзе пока спорят, многие считают, что это не совсем допустимо по отношению к учащимся. Лидеры нового профсоюза говорят, что это вполне адекватная мера. Например, в 2009 году канадские студенты и преподаватели вышли на забастовку вместе. В 2010 году совместные забастовки студентов и преподавателей прошли в Италии. В начале 2010 года в Москве единым фронтом выступили студенты и преподаватели Университета печати, протестуя против закрытия некоторых специальностей.
Еще один метод – это работа с депутатами и партиями в части трудовых отношений. Радикальных изменений мы пока не планируем, но можно начать с малого. Например, потребовать открытости и прозрачности системы надбавок к зарплате в конкретном учебном заведении. Автор: Волков Владимир
|