|
|
|
«13 ледоколов. Мощнее группировки, наверное, нигде еще не собиралось. Только 86-й год вспоминается, когда в восточной части Арктики была сложная навигация, тогда, когда пароход утонул от сжатия», – так охарактеризовал сегодняшнюю обстановку на Балтике председатель Российского профсоюза моряков Игорь Павлов.
России следует сформировать мощную группировку ледокольного флота на Балтийском море для исключения ситуаций, связанных с проблемами разгрузки транспортных судов в портах Ленинградской области, заявил во вторник вице-премьер правительства России Игорь Сечин на совещании по вопросам развития порта Усть-Луга.
Он напомнил, что в последнее время на Балтике возникали проблемы с проводкой судов из-за аномальных морозов. Только за минувшие сутки атомный ледокол «Вайгач», пришедший на помощь судам в Финском заливе, осуществил ледовую проводку девяти большегрузных танкеров, не считая судов меньшего размера.
Крайне тяжелая ледовая ситуация сохраняется в регионе уже на протяжении месяца. В Финском заливе образовались льды толщиной до метра, они значительно уменьшили скорость судоходства. Ежедневно ждут помощи от ледоколов более сотни судов. Сейчас здесь работают 12 дизель-электрических ледоколов и один атомный.
О том, насколько, по мнению самих моряков, необходимо создание мощной группировки ледоколов на Балтике и есть ли другие способы решить проблему, попросили рассказать председателя Российского профессионального союза моряков Игоря Павлова:
Игорь Николаевич, как вы относитесь к идее вице-премьера Игоря Сечина создать группировку ледоколов?
Я думаю, о том, как проводить суда, нужно спрашивать не Сечина, а ледокольщиков. В принципе, все зависит от погодных условий. Лучший ледокол, как говорят моряки, – это ветер (если западный ветер «напрессовывает» льды в Финском заливе, то восточный, наоборот, способен существенно улучшить ситуацию – прим.). Если нет сжатия, то можно одним ледоколом вести караван из даже 30 судов. А если сжатие есть, то канал быстро закрывается, и ледокол может вести только два–три судна. Он вынужден постоянно возвращаться и откалывать лед снова.
Но раз зима такая сложная, то, действительно: чем больше ледоколов, тем быстрее будут проходить суда. Один ледокол может вести только определенное количество кораблей. Обычно если они ведут большой караван, то ледоколы работают в паре – впереди один, за ним группа судов, и дальше еще один. Кто-то застревает, и этот последний выходит и откалывает лед. А тот, что впереди, поджидает и потом начинает новое движение. То есть группировкой работать действительно легче. Но каждым вопросом должен заниматься специалист. Есть специалисты-ледокольщики, специалисты по ледовой проводке, и Сечин, по идее, должен был спросить их: ребят, что нужно сделать? Ледоколов добавить – давайте добавим. Ледовую разведку лучше сделать? Давайте ледовую разведку.
Тогда озвучьте, пожалуйста, ваше мнение как специалиста, стоит ли создавать подобную группировку на Балтике?
Вот сейчас это нужно. А на будущее – это лишняя мера. На будущее ледокольные силы нужно просто концентрировать тогда и там, где они нужны. Да, на данный момент здесь. Я работал на ледоколе «Красин», и мы ходили с севера на Балтику работать каждую зиму. И навигации были совершенно разные.
Одну зиму мы в основном стояли и мало ходили, потому что льда в ту зиму практически не было, а в другую мы работали практически без остановок. Создавать мощную ледокольную группировку на Балтике, когда нет льда, вы сами понимаете, смысла никакого нет. Еще раз повторюсь, все зависит от конкретных условий, конкретной зимы. Если сложилась такая обстановка сейчас, значит нужно сюда пригнать ледокол. А что будет следующей зимой – неизвестно.
А откуда можно пригнать ледоколы на Балтику, если такое «дежурство» в итоге будет одобрено?
В Мурманске есть ледоколы, но я не знаю, насколько они загружены. В целом, могу сказать одно: нужно готовить ледоколы так, чтобы все они зимой были готовы к работе, а не стояли в ремонте. И могли прийти в ту точку, где в данный момент времени они нужнее всего. А государство должно строить эти ледоколы. Потому что частный бизнес ледоколы практически не строит.
Как вы оцениваете работу ледоколов, которые проводят сейчас суда в Финском заливе? Справляются ли они?
Мне трудно оценивать их действия. Но, наверное, если много судов стоит и ждет, значит, не совсем справляются. Но это не вина ледоколов, они же не ломаются, постоянно проводят суда. Просто ледовая обстановка такая. Такие ветра сейчас.
Сколько сейчас ледоколов работает в Финском заливе?
3 ледокола. Мощнее группировки, наверное, нигде еще не собиралось. Только 86-й год вспоминается, когда в восточной части Арктики была сложная навигация, тогда, когда пароход утонул от сжатия. Туда согнали все ледоколы, какие были: и атомные, и дизельные. Но нынешнюю обстановку не сравнить с Арктикой.
А для Финского залива, значит, нынешняя ситуация не совсем типична? Такой сложной обстановки здесь раньше не было?
Наверное, да. Потому что и зима холодная была, и ветра сыграли свою роль. Когда ситуация разрешится, я не знаю. Могу сказать только на основании собственной практики, а она свидетельствует о том, что в конце апреля ледоколы уже становятся не нужны. В апреле-мае они уходят назад на север, туда, где еще остался лед.
Можно какими-то другими мерами, кроме увеличения количества ледоколов, улучшить ситуацию?
Если только посылать суда в другие порты, которые не замерзают. Но там будут другие проблемы. Мурманск, например, – порт не замерзающий, но оттуда только одна железнодорожная ветка. И наверняка она почти полностью загружена. Поэтому вряд ли другие меры возможны...
|