|
|
|
18 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обеспечит судебную защиту прав членов экипажей российских морских судов на своевременную зарплату в полном объеме и другие полагающиеся по закону выплаты. Согласно документу, члены экипажа судна могут обратиться в суд с иском о взыскании зарплаты (других сумм, причитающихся им за работу на борту, расходов на репатриацию и взносов в соцстрах) не только по местонахождению организации-судовладельца, но и по местонахождению судна ответчика или порта приписки судна.
Сейчас такое право имеется лишь у членов экипажей судов, ходящих под иностранным флагом. А прямых норм, позволяющих членам экипажей российских морских судов обращаться с требованиями о взыскании денег не только в суд по месту регистрации организации, с которой они находятся в трудовых отношениях, но и в суд по местонахождению на территории РФ морского судна или порта приписки судна, пока нет. Это серьезное препятствие для реализации российскими моряками права на судебную защиту. (Часто получается, что моряк должен обращаться за защитой своих трудовых прав в суд, находящийся не в порту регистрации или нахождения морского судна и вне места его проживания.) Ко всему прочему, российские моряки, работающие на российских судах, оказываются в юридически неравном, неблагоприятном положении по сравнению со своими коллегами на иностранных судах и беззащитны перед нечистоплотными судовладельцами. Ведь место регистрации российского судна часто не совпадает с местом регистрации юрлица судовладельца.
Кстати, в "советском" ГПК, действовавшем до 2002 года, существовала статья, допускавшая предъявление иска к юрлицу по месту нахождения его имущества. По ней, если зарплату или компенсацию при потере здоровья во время работы членам экипажа хотя бы задерживали, они могли подать в любом порту заявление на работодателя с иском об аресте судна. В ходе приснопамятной "правовой реформы"-2002 из новой редакции ГПК эта норма исчезла.
КОММЕНТАРИЙ:
Игорь КОВАЛЬЧУК, первый зампред Российского профсоюза моряков (РПСМ)
Законопроект полностью поддерживаем - это именно то, чего мы от Минтранса добивались несколько лет. Документ приблизит Россию к международным стандартам судебной защиты моряков и не даст недобросовестным судовладельцам столь легко уходить от ответственности, как сейчас. Суть вопроса в том, что судоходство регулируется массой международных правовых актов, конвенций, - в том числе есть специальные конвенции по аресту судов. И во многих странах, и у нас в том числе, если в российский порт заходит иностранное судно, моряки могут обратиться в суд с иском по зарплате, и это судно могут арестовать. Такая практика уже есть. Было и разъяснение Верховного суда РФ относительно таких случаев, когда судно под российским флагом эксплуатирует иностранный судовладелец, что не вполне законно, но и в этом случае моряк мог обратиться с жалобой в любом порту, куда судно пришло...
А что касается российских моряков, которые работают на российских судах, принадлежащих российским судовладельцам, была огромная нерешенная проблема. Потому что ГПК предусматривает, что иск подается по месту нахождения ответчика. И получалось, что судно стоит в Петербурге, экипаж нанят в Мурманске, а компания находится, например, на Камчатке. И в итоге по полгода или дольше не платится зарплата, а в суд люди обратиться не могут. Профцентры в какой-то момент достучались до президента, было дано поручение правительству, и законопроект Минтранс разработал. Кстати, те судовладельцы, у которых достаточно серьезный флот, крупные, еще нормально себя ведут - как правило, у нас с ними есть колдоговор, и таких проблем нет. Речь идет о недобросовестных мелких хозяевах, у которых один-два ржавых парохода, которые того гляди утонут. И теперь если такие судовладельцы не выполняют свои обязанности, у моряка будет возможность обратиться в суд по месту, куда бы судно не пришло. Автор: Барабанов Вадим
|