|
|
|
Дальневосточная транспортная прокуратура провела проверку по факту смерти членов экипажа «SS Ross» и исчезновении моряка с теплохода «SS Veles». Суда формально принадлежат иностранной компании «Damelo group», но ее фактическими владельцами являются российские бизнесмены – контракты о найме были заключены с компанией «Sea Service Shipping LTD».
Проверка подтвердила факты смерти обоих членов экипажа «SS Ross». Как сообщает официальный сайт ведомства, один из них умер из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, причину смерти второго сейчас выясняют органы следствия. Кроме того, прокуратурой были выявлены факты использования на судне «SS Ross» рабского труда. Итогом стало возбуждение двух уголовных дел по п. «г» ч. 2 и ч. 3 ст. 127.2 УК РФ – одно за использование рабского труда с угрозой применения насилия, второе – повлекшее по неосторожности смерть человека.
Решение о проведении прокурорских мероприятий в отношении «Damelo group» было принято после публикаций в прессе, когда сигналы о беспределе на судах «SS Ross» и «SS Veles» поступили в Российский профессиональный союз моряков. По данным РПСМ, 63-летний Владимир Краевой умер 30 августа 2011 года, когда судно «SS Ross» находилось в Персидском заливе: моряк получил травмы на судне, однако медицинскую помощь ему никто не оказал. Вместо того, чтобы списать больного на берег, работодатель заставил его нести вахту.
На борту этого же теплохода 17 января 2012 года при таинственных обстоятельствах погиб 52-летний механик Константин Удилов. Его жена считает, что мужа убили. «Костя никогда не болел, но в компании «Sea Service Shipping LTD» мне заявили, что он умер от гипертонического криза, и стали меня просить, чтобы я согласилась на кремацию тела в Сингапуре, – плачет Ольга Удилова. – Я отказалась, а когда мужа привезли, я его не узнала – он был весь в синяках. Такое впечатление, что его пытали перед смертью».
В ходе прокурорской проверки, информация же об исчезновении одного из членов экипажа с теплохода «SS Veles» не подтвердилась, хотя Российский профсоюз моряков обладает другими сведениями.
Летом 2011 года моряки с «SS VELES» взбунтовались и обратились в профсоюз Кандла (Индия) с жалобами на плохие условия труда. Моряки говорили, что на борту регулярные перебои с водой и едой, вместо фруктов – таз с гнилыми бананами, зарплату не платили, рабочую одежду не выдали. В итоге судно было арестовано, а российские бизнесмены стали угрожать членам экипажа судна, после чего один из инициаторов жалобы в профсоюз – Эдуард Бордаченко – пропал без вести 14 сентября 2011 года в Индийском океане.
Родная сестра моряка Ирина Бордаченко считает, что брата могли выбросить за борт. «Эдуард звонил мне накануне, жаловался на невыносимые условия и говорил, что хочет списаться на берег, но его не выпускают с судна и угрожают, – рассказывает Ирина. – Он говорил, что боится не только за свою жизнь, но и за мою, и своих детей. Их у него осталось четверо. Но никакой компенсации никто так и не заплатил. В «Sea Service Shipping LTD», куда я пошла после смерти Эдуарда, со мной разговаривали чуть ли не матом».
По итогам проверки решение о принятии мер прокурорского реагирования будет принято после захода морских судов «SS Ross» и «SS Veles» в поднадзорные порты Дальнего Востока: капитанам морских портов указано о необходимости незамедлительного уведомления о фактах захода, а также о фактах поступления заявок на планируемые заходы данных судов в морские порты.
Мы попытались выяснить, что же это за компания такая – «Sea Service Shipping LTD», на судах которой гибнут и пропадают моряки, позвонили к ним в офис. Менеджер заявила, что «Sea Service Shipping LTD» к судам «SS VELES» и «SS Ross» отношения не имеет. «В прошлом году мы выступали только операторами, находили грузы, а моряков не нанимали, – сказала собеседница. – А моряки, которые умерли или жалуются, по нашим данным, пьяницы и плохие работники. Один напился и за борт свалился, другой от цирроза печени умер. Мы-то здесь причем?»
Впрочем, кто причем, а кто нет – теперь разбираются следственные органы. В Российском профсоюзе моряков считают, что гибель людей не должна остаться безнаказанной.
– Все, что творится на бортах этих судов, – чистый криминал. Правоохранительные органы должны выяснить, что за люди стоят за фирмой, которая нанимает моряков, – говорит первый зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук.
Он считает, что морякам необходимо более тщательно проверять информацию о потенциальных работодателях, а частично отвечать за случившееся с моряками должны и круинги, которые вели набор моряков на эти суда. Профсоюз уже обратились в ФМС с требованием провести проверку.
|