|
|
|
Крановщики омского предприятия УМ-4, недавно вошедшие в МПРА, провели опрос работников и выработали список требований к работодателю. Начальники не в восторге от этого и пытаются организовать прессинг.
Опрос показал наличие непаханого поля проблем. Прежде всего, это заработная плата, составляющая в среднем 24 000 рублей в месяц. За 12 часов работы крановщики получают среднюю по Омску зарплату (данные за 2013 год), но средняя зарплата по городу предполагает нормальный, 8-часовой, рабочий день. Соответственно, заработки крановщиков значительно ниже среднего. «Со стороны физической силы, психологического напряжения, крановщики вынуждены жертвовать своим эмоциональным и психическим здоровьем, - а что в результате? По тяжести труда нас приравнивают к летчикам, а платят как техничкам!», - отмечается в листовке профсоюза.
Рабочие уверены, что руководство УМ-4 наживается на низких зарплатах крановщиков. Если аренда крана составляет примерно 1500-2000 рублей в час, то крановщик получает 80-100 рублей в час. «Конечно, мы понимаем - амортизация, оплата администрации, механиков, слесарей и так далее. Но не свыше же 900 рублей в час мы отдаем за это?», - спрашивают активисты профсоюза.
Стоит ли говорить, что при подобном подходе к условиям труда администрация игнорирует требование 134-й статьи Трудового кодекса об индексации зарплат. В последний раз она проводилась три года назад, между тем инфляция в 2011-2014 годах составила 28%. Иными словами, реальная зарплата крановщиков за это время сократилась более чем на четверть. Не удивительно, что многие работники вынуждены трудиться сверхурочно, не слезая с крана чуть ли не круглые сутки. Однако и тут работодатель проявляет свою фирменную скупость. За работу в выходные и праздничные дни положена двойная оплата. Но администрация увеличивает лишь окладную часть, без учета премии. В этом проявляется не раз отмеченная профсоюзами теневая сторона системы премирования, позволяющей боссам манипулировать рабочими и фондом оплаты труда.
Опрос показал также хищническое отношение работодателя к режиму труда и отдыха. Некоторым крановщикам под давлением начальства проиходится отказываться от обеда ради того, чтобы застройщики успели в срок. Графики отпусков не составляются заранее, а сам отпуск заставляют делить на две части, мотивируя это нехваткой рабочих рук. «Но кто в этом виноват? Не маленькая ли зарплата за тяжелую работу?», - снова задают резонный вопрос профсоюзники.
Зато к собственным обязанностям работодатель относится довольно-таки халатно. Например, договариваться со строителями насчет необходимого оборудования: раций, кантователей, ограничителей, крановщики должны сами, хотя по закону обеспечение рабочих всем необходимым –задача администрации. «Крановщик должен работать на нормальном кране с работающими приборами, с хорошей робой, подходящей под погодные условия, с защитными ботинками, с инструментами» - говорят профактивисты. Но очевидно, собственный отдых и нервы начальники ценят выше, чем свои обязанности.
Из вышесказанного ясно, что профсоюз омским крановщикам жизненно необходим. Очевидно, понимает это и руководство компании, только делает из этого свои выводы. Начиная с лета, когда работники сделали первые шаги к объединению, работодатель задействовал все возможные методы давления и запугивания, чтобы не допустить создания профсоюза. Активистам профсоюза угрожают, обвиняют в рейдерстве и экстремизме, препятствуют распространению профсоюзных материалов. Доходит до смешного. Недавно на одной из стройплощадок начальник потребовал у крановщиков сдать все имеющиеся у них экземпляры газеты «Профсоюзный навигатор». Создан уже и «желтый», директорский, профсоюз, вместо защиты прав трудящихся занимающийся сбором гуманитарной помощи для Донбасса. Дело, конечно, благородное. Вот только кто окажет «гуманитарную помощь» крановщикам и их семьям? Дела руководства УМ-4 явно свидетельствуют о том, что ждать благотворительности от работодателя омичам не приходится. Рассчитывать можно лишь на себя. Способ изменить свое положение есть, и только один – вступить в профсоюз и показать начальству свою силу коллективными действиями.
|