Завтра, 20 ноября, начнется забастовка на Ford. Она не сможет привести к удовлетворению требований - повышению зарплаты рабочих на 30%, говорится в заявлении директора завода Тео Штрайта: коллективный договор, подписанный в начале этого года, действует до конца февраля 2008 г., а чтобы обсудить 26 ноября условия нового договора, необходима спокойная обстановка. Во время или под угрозой забастовки администрация переговоры вести не будет.
Штрайт также предупреждает, что рабочая обстановка и обсуждение условий нового договора необходимы для реализации планов Ford в России, в том числе расширения объемов производства завода и выпуска новой модели. К 2009 г. Ford планирует увеличить мощность Всеволожского завода с 72 000 машин в год до 125 000, вложив $100 млн. К концу 2008 г. завод должен начать выпуск Mondeo и в 2009 г. планирует собрать 25 000 машин этой модели.
Рабочие 7 ноября уже провели предупредительную забастовку. Администрация завода подала иск, суд постановил перенести забастовку на 20 дней: профсоюз не согласовал с руководством минимум необходимых работ для поддержания безопасности производства.
Лидер профсоюза завода Алексей Этманов узнал о заявлении Штрайта, но позиции не изменил. По его словам, профсоюз намерен бастовать сразу после того, как истечет назначенный судом срок. «Если администрация завода не пойдет нам навстречу, завод будет стоять», — предупредил он.
Этманов не сомневается, что инвестиционные планы будут реализованы: прибыль завода позволит ему расширить производство и выпустить новую модель, одновременно удовлетворив требования рабочих: «Расширение производства уже идет — зачем Ford будет резать курицу, несущую золотые яйца?».
Профсоюз рискует: инвестпрограмма Ford в России может быть свернута полностью или частично, считает аналитик Михаил Пак: резкое повышение зарплат приводит к такому же резкому росту себестоимости машин.
Сейчас на заводе Ford работает около 2000 человек, средняя зарплата — 18 000 руб., т. е. компания платит им около 430 млн руб., считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, а выполнив требования профсоюза, заплатит более 560 млн руб. в год, потеряв 130 млн руб. (более $5 млн). Это не настолько большие деньги, чтобы отказаться от инвестпрограммы ценой $100 млн, резюмирует Агибалов.
Но администрации завода все равно придется отстаивать свои позиции, считает эксперт по автопрому Иван Бончев, ведь у Ford и так одни из самых высоких зарплат в автопроме. Новое повышение создаст еще один повод, и рабочие снова будут бастовать. Договариваясь с профсоюзом, можно, например, поставить рост зарплат в зависимость от реализации планов расширения производства, предлагает Пак. Автор: Столяров Глеб
|