|
|
|
8 апреля Михаил Прохоров, возглавляющий Комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с предложением полностью переписать Трудовой кодекс (ТК), так как внесение поправок неспособно учесть развитие и динамику постиндустриального общества.
Напоминаем, что Прохоров уже неоднократно выступал с инициативами изменения ТК, самым резким, и вызвавшим негативную реакцию профсоюзов, чиновников и обычных людей, стало предложение о введении 60-часовой рабочей недели.
О том, насколько назрела необходимость замены Трудового кодекса, какие инновации в сфере трудового законодательства стоит ожидать и роли российских профсоюзов рассказала депутат Государственной Думы Российской Федерации, доктор экономических наук Оксана Дмитриева.
Господин Прохоров - известный бизнесмен и автомобилестроитель все чаще говорит об изменениях в ТК РФ – 60 часовая рабочая неделя, упрощение процедуры увольнения работников, а на прошлой неделе выступил с заявлением о том, что кодекс вообще морально устарел и его необходимо полностью переписать. Как Вы считаете, такая необходимость действительно назрела?
Нет, я полагаю, что такой необходимости совершенно нет, Трудовой кодекс был значительно переработан в конце 1990-х – начале 2000-х годов, при этом большой пласт норм, защищающих права наемного рабочего был убран, он на самом деле не такой уж социально ориентированный, потому что часть норм была изъята. Более того, там недостаточно гарантий работе профсоюзов и членам трудового коллектива, которые защищают коллективные права.
Поэтому, вот в этом плане, его нужно менять. Необходимо его подкорректировать, но отнюдь не переписывать. Теперь, что касается предложений Прохорова, то они вообще совершенно неправильны, потому что Трудовой кодекс как раз и нужен для того, чтобы защищать интересы наемного работника.
Эти две стороны – работник и работодатель, они неравноправны в силу того, что если это будут гражданско-правовые отношения, как предлагает Прохоров, то у работодателя гораздо больше возможностей для защиты своих интересов – финансовые возможности, юридические и все прочие. Для этого и делается Трудовой кодекс, чтобы работник не шел каждый раз в суд и не защищал там свои права, для того, чтобы они были защищены уже законом.
Профсоюзы уже выступили с резкой критикой подобных идей. А на самом деле обладают ли они той властью, влиянием, которые были присущи советским профсоюзам?
Советские профсоюзы тоже были государственной структурой, никакие это не профсоюзы, просто государственный отросток, который реализовывал часть функций, в частности, функцию распоряжения различными институтами социального страхования. А сейчас профсоюзы – организации абсолютно слабые, и основная их функция – распоряжаться той собственностью, которая им досталась, я имею в виду ФНПР. Но, поскольку эти предложения настолько дикие, то и для профсоюзов нашлась работа.
Существуют ли кардинальные отличия трудового законодательства стран Запада, той же Франции, Германии, Соединенных Штатов и России?
Оксана Дмитриева: Там еще больше отрегулированы права работников, больше ответственности за охрану труда, очень большая ответственность за нелегальную занятость.
В предвыборный год вряд ли стоит ждать радикальных перемен в столь социально значимой сфере, но в более отдаленной перспективе замена ТК возможна?
Оксана Дмитриева: Вы знаете, я считаю, трудовое законодательство – это не та область, в которой нужно кардинальное реформирование. У нас есть другие области, в которых у нас еще конь законодательный не валялся.
Тем не менее, общество продолжает развиваться, появляются новые понятия, новые формы занятости?
Да, конечно, есть новые понятия. В кодекс можно добавить то, что связано с интеллектуальной собственностью, с защитой, как прав на интеллектуальную собственность работника, так и прав на ноу-хау – коммерческое ноу-хау, технологическое ноу-хау работодателя, фирмы. Вот это связано с тем, что плохо отрегулированы именно эти вопросы, а они достаточно сложны.
Все, что связано с интеллектуальной собственностью, с информацией, собственностью на информацию, с защитой информации. Опять же, если не развито законодательство об интеллектуальной собственности и защите прав интеллектуальной собственности, то в Трудовом кодексе ничего не сделаешь.
Сначала нужно определить, кто владелец интеллектуальной собственности, новатор и т.д., затем мы будем его защищать в Трудовом кодексе. Пока эти вопросы преждевременны для внесения в Трудовой кодекс, поскольку они еще четко не определены в гражданском законодательстве.
В январе появилась информация о том, что Министерство здравоохранения начинает работу по значительной переработке трудового законодательства. Есть ли по этому поводу какая-либо информация, действительно ли эта работа ведется?
У меня такой информации нет. Но поскольку от Министерства здравоохранения и социального развития я ничего хорошего не жду, то лучше бы они ничего не делали.
|