|
|
|
В четверг, 20 сентября, в Москве состоялась конференция "Трудовые права женщин: от знаний к эффективной защите", организованная Институтом сравнительных исследований трудовых отношений. В конференции приняли участие юристы, работающие в сфере социально-трудовых отношений, активисты общественных организаций, российские и международные исследователи.
В ходе конференции руководитель юридической программы Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин выступил с экспертным докладом на тему «Защита трудовых прав женщин», рассказав о работе по защите трудовых прав женщин, которую ведут Центр социально-трудовых прав и общественная организация "Петербургская Эгида".
Предлагаем Вам краткое содержание выступления Сергея Саурина, представленного в ходе конференции:
ЦСТП более 10 лет занимается защитой социально-трудовых прав работников и прав профсоюзов. Проблемы гендерного неравенства и нарушения прав женщин на рабочем месте время от времени выходили на первый план, но глубокое погружение ЦСТП в эту тему началось с 2010 года. Совместно с «Петербургской Эгидой» и другими партнерскими организациями мы занимались сбором и анализом информации о видах нарушений с целью выявления недостатков действующего законодательства и практики его применения и, взаимодействуя с государственными органами (ГД РФ, ОП РФ, ФСС РФ,органы прокуратуры), предлагали варианты устранения таких недостатков.
В Санкт-Петербурге наши партнеры не только вели юридическое консультирование, но и помогали женщинам объединиться, чтобы всем вместе самостоятельно защищать свои права. Так возникло общественное движение «Голос женщин», в которое вошли не только Петербурженки, но и женщины из других регионов РФ. Их деятельность во многом способствовала привлечению внимания уполномоченных органов к существующим проблемам.
Все началось с темы материнских пособий, поскольку в 2010году участились случаи обращения женщин за помощью:
-Отказы работодателей выплачивать пособия.
-Неполучение женщинами пособий из-за «исчезновения» работодателей.
-Изменения порядка расчета материнских пособий.
1. Для решения проблемы неполучения женщинами материнских пособий по месту работы была поставлена глобальная цель – перейти на систему прямых выплат из ФСС. В настоящее время представителями уполномоченных органов в ряде регионов инициирован «пилотный проект», а полный переход к системе прямых выплат планируется на 2014 год.
Попытки решить проблему неполучения пособий в связи с«исчезновением» работодателей предпринимались на разных уровнях (пикеты перед зданием центрального аппарата ФСС РФ 01.06.2011 и 22.02.2012, переговоры с представителями центрального аппарата ФСС и Минздравсоцразвития РФ, круглый стол в ОП РФ 21.02.2012 с участием представителем уполномоченных госорганов,участие в рабочей группе при Минздравсоцразвития РФ). В августе Правительством РФ в Госдуму внесен законопроект, дополняющий перечень случаев прямых выплат материнских пособий органами ФСС, призванный снять данную проблему. В настоящее время законопроект находится в стадии подготовки к рассмотрению ГД РФ.
2. Изменения порядка расчета пособий, несмотря на действующий в 2011-2012 годах переходный период, сильно ударили по женщинам с детьми, поскольку кроме материнских пособий эти изменения коснулись и пособия по временной нетрудоспособности (на это пособие переходный период не распространяется). У женщин с детьми перерывов в работе значительно больше, чем у мужчин, - это и отпуска по беременности и по уходу за ребенком, и собственные болезни, и болезни ребенка – и из-за этого с каждым новым обращением за пособием по временной нетрудоспособности сумма пособия становится все меньше и меньше.
В ходе круглого стола в ОП РФ 21.02.2012 ЦСТП было озвучено предложение о распространении правил расчета, вводимых с 01.01.2013 для пособий в связи с материнством, на пособия по временной нетрудоспособности, однако отклика это предложение не получило.
В ходе консультирования обращающихся женщин за 2011-2012годы были выявлены следующие распространенные проблемы:
-Неоформление трудовых отношений с последующим увольнением в случае беременности;
-Выдавливание с рабочего места беременных женщин и женщин с детьми (принуждение к увольнению по собственному желанию; сокращение должности в период отпуска по уходу за ребенком);
-Непредставление установленных законом гарантий (отпуск по уходу за ребенком, неполное рабочее время) работникам с семейными обязанностями (в том числе мужчинам);
Трудности при трудоустройстве женщин с детьми.
Насколько оправданны установленные законом гарантии для работников с семейными обязанностями и дифференциация этих гарантий по признаку пола?
3. Постановлением №28-П от 15.12.2011 КС РФ признал неконституционной норму ч.4 ст.261 ТК РФ, которая предоставляет защиту от увольнения по сокращению численности или штата работников и ряду других оснований в полных семьях только женщинам-матерям, и не предоставляет такой защиты мужчинам-отцам. Рассматривая обращение многодетного отца гр-на Остаева,КС РФ, не выходя за пределы жалобы, установил, что данная норма не должна лишать права на защиту от увольнения многодетных отцов, являющихся единственными кормильцами в семье. Однако в апреле 2012 года в ГД РФ началось рассмотрение законопроекта о внесении изменений в ч.4 ст.261, в котором предлагалось перенести «узкую» формулировку постановления №28-П в норму закона.Центром социально-трудовых прав были подготовлены и направлены в ГД РФ поправки к указанному законопроекту о распространении закрепленной в ч.4 ст.261 ТК РФ гарантии в равной мере на мужчин и женщин. Представляется, что необоснованное лишение мужчин-отцов в полных семьях защиты от увольнения приводит к тому, что мужчины под страхом увольнения не могут требовать предоставления им положенных по закону гарантий, а женщины из-за норм о повышенной защите на случай рождения детей сталкиваются с трудностями при приеме на работу. В настоящее время законопроект не принят.
4. В сентябре 2012 года ЦСТП пришлось столкнуться с новой проблемой. К нам обратились уже несколько женщин, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией работодателя. Органы социальной защиты отказываются выплачивать им пособия по уходу за ребенком в специальном размере(40% заработка, но не более 9303,99 руб.), ссылаясь на то, что на момент обращения за пособием организация еще не ликвидирована. Известно, что увольнение в связи с ликвидацией и сама ликвидация по действующему законодательству могут не совпадать по времени, а ФЗ №81 связывает выплату пособия в специальном размере именно с фактом увольнения в связи с ликвидацией в период отпуска по уходу за ребенком. Однако после подобных обращений возникает вопрос о правовом разграничении двух противоположных ситуаций: одно дело, если все ведут себя добросовестно, но оформление ликвидации организации затягивается в силу административных или иных проволочек, и другое – если имеет место фиктивная ликвидация (когда увольнение в связи с ликвидацией происходит,а сама ликвидация – нет).
|