|
|
|
В Морском университете МГУ им. адм. Г. И. Невельского прошел круглый стол, посвященный проблемам безопасности мореплавания. Эксперты сконцентрировались на обсуждении статистики, классификации, анализе причин и условий возникновения аварийных ситуаций, включая таких, как недавняя резонансная гибель траулера «Дальний Восток».
Обсуждение организовали первичная профсоюзная организация моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков (ППО РПСМ) и Дальневосточная ассоциация морских капитанов.
Среди экспертов были председатель ППО РПСМ, президент Дальневосточной ассоциацией морских капитанов Петр Осичанский, капитан дальнего плавания, Герой социалистического труда Вадим Абоносимов, ректор университета Сергей Огай, проректор по морской и конвенционной подготовке Николай Чепцов, профессора и научные сотрудники вуза, представители Ространснадзора и работающие капитаны.
Самое оживленное обсуждение вызвали три темы: статистика, классификация и причины происшествий, условия возникновения аварийных ситуаций и меры их предотвращения в сравнении с зарубежным опытом, человеческий фактор и система подготовки кадров.
Участники встречи проанализировали статистику аварий за последнее десятилетие и наиболее характерные случаи, включая гибель траулера «Дальний Восток» в начале апреля 2015 года в Охотском море.
Основные предпосылки аварийности судов эксперты нашли как в процессе обучения будущих моряков, так и в работе флота, в том числе ответственность лежит на госорганах.
Среди основных проблем они назвали недостаточную работу по профориентации среди молодежи, что приводит к появлению на флоте значительного процента немотивированных и случайных людей; слабую аналитику аварийности во время обучения. Усугубляет их низкая дисциплина и отсутствие мотивации у членов экипажа и кадетов, низкая зарплата под флагом РФ, отсутствие регулярной и качественной подготовки по технике безопасности на судне.
Ответственность за аварийности лежит на чиновниках. Ослабленный государственный контроль за техническим состоянием судов и работой экипажа, износ флота, неверные расчеты остойчивости, преобладание коммерческих интересов над соображениями безопасности, прямые нарушения норм и правил эксплуатации судов и трудового кодекса – все это причины гибели судов и моряков.
Уже по факту аварий тоже существуют недочеты, которые можно отнести к проблемам аварийности. Эксперты сошлись во мнении, что неясный порядок участия независимых экспертов в расследованиях может послужить повторению несчастного случая.
По мнению ведущего круглого стола, председателя ППО РПСМ Петра Осичанского, безопасность мореплавания остается одной из вопиющих проблем как в дальневосточном регионе, так и России целом. Эта сфера требует системного решения на всех уровнях, в первую очередь – региональном.
Действующие моряки, эксперты Дальневосточной ассоциации морских капитанов, представители РПСМ, профессора Морского университета единогласно отметили, что они всегда открыты к сотрудничеству, будь то консультации или практическая помощь.
|