|
|
|
Независимый профсоюз актеров театра и кино, партия Союз труда и Межрегиональный профсоюз телеиндустрии и радиовещания планируют провести митинг актеров кино против произвола продюсеров. Митинг состоится в 20-х числах мая на одной из центральных площадей Москвы. Об этом рассказали организаторы мероприятия.
— Мы требуем, чтобы прибыль от проката картины делилась между всеми создателями фильма. Сейчас сборы картины принадлежат продюсерам, это несправедливо, — говорит председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис. — У нас огромное количество прокатчиков, которые собирают достаточно серьезные кассы. Почему бы им не задуматься о такой категории социально незащищенных граждан, как актеры кино? По нашему законодательству, если актер всю жизнь работает только в кино и каждый раз вынужден заключать контракт, при выходе на пенсию он получит минимальную сумму и окажется за чертой бедности.
Артисты намерены потребовать ратификации Пекинского договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по аудиовизуальным исполнениям. Согласно этому документу, кино является сложным объектом авторского права, а прибыль от его проката должна разделяться между всеми участниками создания произведения.
Организаторы митинга также выступают за внесение поправки в трудовой кодекс и требуют включить в него пункт «Особенности регулирования труда работников кино».
На митинге будут звучать следующие лозунги: «Чем артисты хуже продюсеров?», «Мы хотим получать прибыль с проката», «Требуем право на созданный образ», «Мы — работники кино, а не гастарбайтеры», «Нет рабскому положению актеров!».
Народный артист СССР Олег Басилашвили считает, что признание за актерами авторских прав значительно улучшило бы условия их жизни.
— Мы привыкли в нашей стране гордиться тем, что популярнейшие, великие артисты, умирают в нищете. Это наше знамя. Так было с Сергеем Филипповым, Георгием Вициным. Пора бы с этой традицией покончить. В свое время правительство закрепило авторское право за создателями фильмов. Но актеры почему-то в этот список не вошли. Вместо того, чтобы получать гонорары за неоднократно дублируемые на телевизионных каналах фильмы, мы просто любуемся сами собой с экранов, — недоумевает Басилашвили.
Народный артист СССР также уверен, что комиссии по культуре Госдумы необходимо разработать закон, позволяющий учитывать стаж актеров, работающим по контрактам.
По мнению актера Виктора Бычкова проблемы, к которым профсоюз намерен привлечь внимание на митинге, «будут решать еще сто лет», поскольку в этом не заинтересованы «ни власти, ни люди, занимающие ключевые позиции в отрасли».
— Композиторы добились того, чтобы получать авторские отчисления. Но в кино очень сильна клановость. Есть с десяток прикормленных актеров, получающих отчисления. Но они об этом никому не говорят. Если дать возможность всем актерам получать отчисления от работы, которую они проделали красиво, замечательно, они станут независимыми. А с человеком, у которого прямая спина, ты не поговоришь по-барски. Актеры как были униженными, так и останутся, — уверен Бычков.
Кинопродюсеры считают иначе. Руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов сказал, что «ему жаль актеров, которые ведутся на популистские лозунги».
— Актеры получают за съемки огромные гонорары, а продюсеры не получают ничего. Пусть снимаются бесплатно — тогда и будут получать прибыль от проката, — говорит Сельянов.
Гендиректор студии «Ленфильм» Эдуард Пичугин тоже отметил, что «за последние десятилетия оплата актерского труда выросла».
— При том, что наш кинематограф только встает на ноги, у нас ограниченное число известных лиц и слаборазвитая индустрия, продюсеров всё равно вынудили повысить гонорары артистам. Я не понимаю, почему так произошло. О каких дополнительных денежных отчислениях может идти речь? Нужно быть боле лояльными и понимать условия рынка, — говорит Пичугин.
Ранее Конфедерация труда России (КТР) и Межрегиональный профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания (МПС РКТР) обвинили Минкультуры в отказе защищать интересы актеров. Министерство свернуло рабочую группу, призванную урегулировать отношения работников съемочных групп и продюсеров из-за отказа продюсеров нормировать труд в отрасли. На рабочей группе профсоюзы предлагали утвердить Правила по охране труда при производстве кино- и телефильмов, а также обязать продюсеров оформлять участников съемок не по договорам подряда, как это принято сейчас, а по Трудовому кодексу. Однако Минкультуры посчитало проекты бесперспективными.
|