|
|
|
Сегодня на Дальнем Востоке России, как и в странах Восточной Азии, стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день кампании представители Российского профсоюза моряков (РПСМ) посетили три судна, ошвартовавшиеся у причалов порта Находка, принимали заявления моряков в офисе и получили сигнал SOS из порта Шанхай.
Акция стартовала с судна «African Turaco» (флаг Панамы, ИМО 9701700). Это абсолютно новое судно, спущенное с верфи в Японии. Находка – первый порт захода для т/х «African Turaco»: здесь на борт будет принят уголь для Саудовской Аравии.
Как рассказал председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов, в экипаже – филиппинцы. Зарплата капитана составляет $8700, матроса 1 класса – $ 1578. Питание организовано на $8,5 в сутки на человека. Декларация о выполнении требований Сводной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) на судне есть, также как и индивидуальные контракты моряков. По информации капитана, коллективный договор, отвечающий требованиям Международной федерацией транспортников (МФТ), находится в процессе подписания.
Далее представители РПСМ поднялись на борт «Stove Tradition» (флаг Норвегии, ИМО 9182461). Это судно второго норвежского регистра (NIS), однако команда состоит из 20-ти филиппинцев и одного шриланкийца. Судовладелец из Норвегии, а управляет судном сингапурская компания. Судно грузит металл на порты Тайваня.
Что касается условий труда, то лидер ДВРО РПСМ сказал, что зарплата капитана – $7200, матроса – $1340. Питание на т/х «Stove Tradition» организованно на $8,5. Жалоб от моряков на задержку выплаты зарплаты или нарушение прав в РПСМ не поступило. Капитан показал коллективный договор МФТ, подписанный между норвежским судовладельцем и Филиппинским профсоюзом моряков (AMOSUP). Идеальную картину дополняли Декларация о соответствии MLC и индивидуальные контракты моряков. Напоследок экипаж принял активное участие в кампании против удобных флагов, под
Теплоход «Fujisan» (флаг Панамы, ИМО 9008146), на который грузились удобрения на Китай, был проверен последним. Судно стояло в рыбном порту Находки. Профсоюзная инспекция сразу отметила, что судно не покрашено, ржавое и неухоженное. Попав на борт, их встретил экипаж, состоящий из китайцев. Моряки были экипированы в старую спецодежду.
Николай Суханов рассказал, что на судне отсутствует коллективный договор МФТ. Со слов капитана, его зарплата равна $6300, матроса – $1200. Сами же матросы не смогли назвать сумму, которую получают за работу. У проверяющих сложилось впечатление, что по факту эта сумма намного меньше, да и к тому на судне вполне вероятны задержки выплат: «Мы так и не смогли выяснить, кто же является владельцем судна «Fujisan», – прокомментировал председатель ДВРО РПСМ. – Оператором оказалась китайская компания из порта Далянь. Моряки не знают, на какую сумму застрахованы их здоровье и жизни – на борту отсутствовали какие-либо документы, которые могли бы прояснить этот вопрос».
Со своей стороны РПСМ довел до сведения экипажа, что ситуация на судне – яркий пример использования удобного флага Панамы: неизвестный судовладелец не несет никакой ответственности за экипаж. «Мы приняли решение направить оператору судна нотис о необходимости заключения коллективного договора МФТ, также потребовали привести судно в надлежащее состояние, а экипаж – снабдить спецодеждой и застраховать», – сказал Н. Суханов.
Добавим, что накануне старта нынешняя Неделя действий против удобных флагов получила широкое анонсирование на радио и телевидении. Поэтому в первый же день акции в РПСМ начали поступать жалобы от моряков, которые уже списались с судов и не получили зарплату.
Адвокат ДВРО РПСМ Василий Савельев вел прием моряков в офисе и помогал оформить заявления в транспортную прокуратуру и суд. Так, поступило заявление от бывшего капитана теплохода «ST Wind» (флаг РФ). Моряк приехал из Ванино, чтобы обратиться в профсоюз с заявлением о задолженности по заработной плате на $5000.
Сигнал о помощи поступил в РПСМ даже из Шанхая. Там стоит судно «Tessa» (флаг Камбоджи), а моряки на нем в течение пяти месяцев не получают зарплату. Они сообщили, что судно уже продано в Китай, однако сами отказываются покидать борт «Tessa», ведь расчета по деньгам еще не было.
Российский профсоюз моряков взял все заявления моряков на контроль и в сотрудничестве с Находкинской транспортной прокуратурой намерен добиться восстановления прав российских моряков.
Неделя действий против удобных флагов проходит в портах стран Южной Кореи, Тайваня, Японии и России и завершится 29 января 2016 года.
|