|
|
|
Первомайский районный суд Владивостока вернул в прокуратуру резонансное уголовное дело об использовании рабского труда российских моряков, работавших на судах «SS Veles» и «SS ROSS».
«Постановлением суда по результатам предварительного слушания принято решение о возвращении этого уголовного дела Приморскому транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом», – сообщил агентству «Интерфакс» адвокат подсудимых Сергей Бондарь. Он пояснил, что дело возвращено прокурору, поскольку изложенные обстоятельства не соответствуют данной следствием квалификации.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) приложил немало усилий к тому, чтобы обратить внимание компетентных органов к вопиющему случаю, и в мае 2012 года Дальневосточная транспортная прокуратура по итогам проверки жалоб моряков возбудила два уголовных дела по п. «г» ч. 2 и ч. 3 ст. 127.2 УК РФ. Одно дело возбуждено за использование рабского труда с угрозой применения насилия, второе – повлекшее по неосторожности смерть человека. В РПСМ тогда пришли к выводу, что дела эти бесперспективны, поскольку сухогрузы «SS VELES» и «SS ROSS» ходят под иностранным флагом Тувалу и российские законы на них не распространяются.
Однако лед тронулся, судебные разбирательства продолжаются почти год: в апреле 2015 года уголовное дело по ч. 3 ст. 127.2 УК РФ (использование рабского труда, совершенное в отношении двух и более лиц, с применением насилия и с угрозой его применения, организованной группой) было направлено во Фрунзенский районный суд Владивостока. В феврале 2016 года Приморский краевой суд определил подсудность уголовного дела Первомайскому районному суду. Обвиняемые вину не признают.
Согласно материалам следствия, в 2011 году фигуранты дела Глеб Клоков и Владимир Бобров зарегистрировали на территории Британских Виргинских островов компанию Damelo Group, Inc. Используя фирму как прикрытие, зарегистрировали под «удобным» флагом государства Тувалу судно «SS ROSS». Во Владивостоке Глеб Клоков от имени оффшорной компании сформировал команду судна, подписал контракты о найме моряков на работу сроком на шесть месяцев, гарантировал им ежемесячную выплату заработной платы. Для контроля над моряками обвиняемые назначили на должность капитана судна своего знакомого Илью Бузина, а матросом – Василия Стасива. Им отводилась особая роль – контролировать поведение членов экипажа, принуждать их к исполнению трудовых обязанностей и любыми средствами пресекать попытки обратиться за защитой своих прав.
Попав на судно «SS ROSS», моряки сразу же стали заложниками: капитан, пользуясь своими полномочиями, собрал и хранил у себя документы моряков, поэтому никто из них не мог покинуть судно.
Моряки находились в непригодных для нормального проживания и работы условиях: отсутствовало необходимое питание, воду выдавали несколько раз в сутки, каюты не были оборудованы системой вентиляции и охлаждения. Морякам не выплачивалась зарплата. Помимо этого, с целью еще большего порабощения соучастником преступления – капитаном Ильей Бузиным составлялись фиктивные акты о нарушении моряками трудовой дисциплины и порчи судового имущества.
Члены экипажа, опасаясь невыплаты зарплаты и физического насилия, не могли покинуть судно и отказаться от выполнения своих обязанностей. С недовольными разбирались жестко.
Следствие доказало, что Клоков и Бобров, подавляя справедливое возмущение моряков, лично избивали непокорных. Бузин и Стасив также систематически угрожали морякам и применяли физическое насилие.
Так, мотористу судна, получившему травму, было отказано в получении квалифицированной медицинской помощи и возможности обратиться к врачу в порту. Членов экипажа, сумевших вопреки запретам обратиться в Российский профсоюз моряков и Международную федерацию транспортников с сообщением о рабских условиях труда, сразу же списывали с судна.
С июня 2011 года по апрель 2012 года члены преступной группы распоряжались моряками по своему усмотрению, требуя беспрекословного исполнения требований, использовали бесплатно их труд.
По аналогичной схеме Клоков и Бобров организовали использование рабского труда моряков на фактически принадлежащем им сухогрузе «SS Veles» (порт приписки Фунафути, флаг Тувалу). С сентября 2012 года по апрель 2013 российские моряки, работающие на указанном судне в нечеловеческих условиях, также находились в зависимом положении, их труд использовался безвозмездно.
Весной 2013 года вернувшиеся на родину моряки судна «SS Veles» обратились за защитой своих прав в Следственный комитет. Всего по делу в качестве потерпевших признано 17 членов экипажей, работавших на судах «SS Veles» и «SS ROSS».
Не обошлось без жертв. Член экипажа «SS Veles» – инициатор подачи жалобы в профсоюз – Эдуард Бордаченко пропал без вести 14 сентября 2011 года в Индийском океане. Сестра моряка считала, что его могли выбросить за борт. Накануне своего исчезновения он звонил ей и жаловался на невыносимые условия труда, говорил, что боится не только за свою жизнь, но и своих детей.
На борту судна «SS ROSS» 17 января 2012 года при таинственных обстоятельствах погиб 52-летний механик Константин Удилов. Его жена рассказывала, что муж не болел, а когда доставили тело, она его не узнала. Женщина сказала, что он был весь в синяках, у нее создалось впечатление, что перед смертью моряка пытали.
В РПСМ уверены: гибель людей и использование рабского труда человека не могут остаться безнаказанными.
|