Нельзя сказать, что название англо-голландской ТНК Unilever известно в каждом доме. И это несмотря на то, что принадлежащие компании 400 брендов вывели ее на 3 место в мире (после Nestle and Kraft) в пищевой промышленности, на первое среди производителей моющих средств и на третье среди производителей мыла и средств личной гигиены. Если Вы начнете искать название Unilever на полках в супермаркете, Вы ничего не найдете. Однако покупатели всего мира знают майонезы и соусы Hellmann's и Wish-Bone, маргарины и бутербродное масло Becel, Flora, Blue Band, Rama, Country Crock и Doriana, мороженое Heartbrand, Cornetto, Carte D'or и Magnum, супы, соусы и приправы Knorr, диетические продукты Slim-Fast, чай Lipton и Brooke Bond, моющие средства, мыло и средства личной гигиены Cif, Comfort, Dove, Lifebuoy, Lux, Omo, Persil, Ponds, Rexona, Signal, Sunsilk и Vaseline. Все эти марки принадлежат Unilever.
Под давлением акционеров и рейтинговых агентств, за последние 7 лет Unilever закрыл или продал 125 своих фабрик в разных странах мира, в результате чего общее число его работников сократилось вдвое и составило 179 тысяч человек. Все эти годы прибыль компании стабильно росла.
Систематическое использование аутсорсинга привело к уничтожению постоянных рабочих мест на предприятиях Unilever во многих странах мира и к созданию колоссальной системы временной занятости. В настоящее время компания планирует увеличить долю аутсорсинга от 15% до 25% от общего объема рабочей силы. Многие из тех, кто работает на Unilever, трудятся по регулярно продлеваемым «временным» контрактам уже более 10 лет!
За счет разграбления собственных ресурсов, руководство Unilever выплачивает себе премии и выкупает собственные акции на деньги, полученные в результате сокращения рабочих мест и использования аутсорсинга. Наличные средства, высвобожденные в результате реструктуризации, пойдут на выплату дивидендов и выкуп собственных акций на общую сумму в 25-30 миллиардов евро. Эти деньги не будут инвестированы в долгосрочное будущее компании.
С того момента, как в августе Unilever шокировал всех заявлением о своем намерении сократить, в общей сложности, 20 000 рабочих мест по всему миру, а также последующим раскрытием того факта, что половина из этих сокращений придется на Европу, IUF и европейские профсоюзы начали подготовку к проведению сегодня, 4 декабря Дня действий. Как ожидается, в этот день более 500 представителей профсоюзов Unilever соберутся у штаб-квартиры компании в Роттердаме для проведения массового митинга, пресс-конференции и демонстрации. Одновременно по всей Европе пройдут национальные акции протеста.
На этот раз профсоюзы борются против планов по осуществлению реструктуризации и увольнений в ряде европейских стран. 3 сентября компания Unilever в Великобритании объявила, что в результате реструктуризации на производственных предприятиях в Порт Санлайте, Уоррингтоне и Бертоне будет сокращено 315 рабочих мест. В настоящее время идет «критический осмотр» фабрик в Перфлите, Лидсе и Крамлине.
В Италии планы Unilever по реструктуризации предусматривают продажу в конце этого года фабрики по производству мороженого в Кальяри (Сардиния) с увольнением 200 работников, а также предложение о сокращении 100 работников на фабрике Findus в Цистерна ди Латина.
После того, как было объявлено о закрытии фабрик компании в Делфте, Лусдрехте и Влардингене (Нидерланды), трехнедельная забастовка вынудила Unilever сесть за стол переговоров. В итоге компания согласилась на справедливые условия увольнения и гарантии занятости для работников, которых реструктуризация (пока) не коснулась. Компания также, наконец, согласилась, рассмотреть альтернативные планы, предложенные профсоюзами.
Акция протеста, которая пройдет 4 декабря у штаб-квартиры Unilever в Роттердаме, должна также привлечь внимание к многочисленным нарушением компанией международных трудовых стандартов в разных странах мира.
В 2005 г. Unilever разработал тайный план по продаже своей фабрики в Бомбее для её последующего закрытия, переноса производства в штаты Индии с более благоприятным налоговым режимом, уничтожения профсоюза и освобождения от собственных обязательств, как работодателя. Этот шаг оставил безработными 900 работников фабрики.
В индийском штате Ассам локаут на фабрике в Дум Думе вылился в сентябре в кампанию по уничтожению профсоюза, когда администрация, в качестве условия возвращения сотрудников на свои рабочие места, потребовала от них выйти из профсоюза и вступить в другой, финансируемый компанией, профсоюз.
На фабрике Unilever в Рахим Яр Кхане (Пакистан), около 350 работников наняты по 9-месячным контрактам, и еще 800 – через агентства. В октябре, когда профсоюз объявил о своем намерении принять в свои ряды временных работников и помочь тем из них, кому это положено по закону, получить постоянный статус, Unilever немедленно уволил 292 временных работника, а вместо них нанял через агентство других работников, которые по закону лишены права на получение постоянного статуса.
IUF обжаловал эти нарушения в ОЭСР, чье Руководство для транснациональных предприятий – межправительственное соглашение, обязывающее транснациональные компании соблюдать международные стандарты в области трудовых стандартов и прав человека – Unilever бессовестно нарушает. Эти три случая IUF вынес на рассмотрение Национального Контактного Центра в Великобритании, в который входят представители Министерства торговли и промышленности, Министерства международного развития и Министерства иностранных дел и по делам Содружества. Подробную информацию о нарушениях прав человека компанией Unilever в этих случаях можно найти на сайте IUF.
4 декабря профсоюзы всего мира проведут различные акции с требованием прекратить уничтожение рабочих мест компанией Unilever.
|