Для миллионов сельских детей качественное образование остается по-прежнему далекой мечтой. Данные Отчета о глобальном мониторинге за 2007 год, осуществляемом организацией «Образование для всех» (EFA), показывают, что в большинстве случаев дети, которые не посещают школу вообще или прекращают ее посещение досрочно, живут в сельской местности и происходят из самых бедных семей. Статистические данные из ряда африканских стран относительно молодежи в возрасте от 10 до 19 лет позволяют утверждать, что вероятность досрочного прекращения обучения в школе для сельских детей и детей из бедных семей в десять раз выше, чем для их городских сверстников или для детей более состоятельных родителей.
Эти материалы подтверждают выводы, сделанные ранее в Докладе о целях развития в новом тысячелетии за 2006 год, в котором было указано, что хотя в деле обеспечения широкого доступа к начальному образованию был достигнут известный прогресс, этот прогресс отличался неравномерностью, и, как следствие, представители беднейших слоев, часто проживающие в сельской местности, оказались за рамками этих прогрессивных изменений. В докладе утверждалось, что «Высокий уровень бедности в сельских регионах ограничивает возможности для получения образования из-за существующего спроса на детский труд, низкого уровня образования родителей и ограниченного доступа к школьному обучению хорошего качества».
Недостаток возможностей для получения образования следует рассматривать на фоне широкой распространенности детского труда в деревне, поскольку именно сельское хозяйство является его крупнейшим потребителем, отвечающим за использование 70% всего детского труда в мире. Сельское хозяйство является одной из наиболее опасных для работы отраслей в смысле количества производственных смертей, травм или связанных с работой заболеваний, и многие из этих детей трудятся в условиях опасных для детского организма, которые представляют угрозу для их здоровья и безопасности, включая опасность приобретения производственных заболеваний, которыми они могут страдать и во взрослом возрасте. Устранение детей с опасных работ и направление их в школы не является простым или легким процессов. Эти дети часто отстают в обучении и требуют применения специальных методик обучения. Им может понадобиться целый реабилитационный период, прежде чем они смогут полностью включиться в работу образовательной системы. Все это создает дополнительную нагрузку для учителей и школ. Чтобы справиться с ней им, разумеется, необходимо иметь в распоряжении дополнительные ресурсы.
Работа в сельских школах является более трудным делом, чем преподавание в городе, в основном по причине плохих условий для жизни и работы. И это может являться анти-мотивационным фактором. Как следствие, в сельских школах не хватает квалифицированных и опытных учителей, а текучесть педагогических кадров высока. В 24 из 176 стран, по которым имеются соответствующие данные, на одного учителя приходится более 40 учеников, при этом 20 стран из упомянутого числа находятся в регионе, примыкающем к африканской пустыне Сахара (по сведениям за 2008 год). Если соотношение ученики/учитель (СУУ) превышает 40:1, то, как правило, это означает, что в стране слишком мало учителей, что работающие там учителя перегружены, а качество преподавания и обучения оставляет желать лучшего. В Отчете за 2007 год подчеркивается, что особое внимание следует уделить развитию стимулов, способных привлечь учителей в сельскую местность.
Отдельно следует обратить внимание на нужды девочек. Их братьям часто отдается приоритет в вопросах посещения школы, а от девочек в большей степени ожидается помощь на полях или в домашнем хозяйстве. По данным исследования ЮНЕСКО/ЮНИСЕФ, проведенного в 2005 году, в Африке 7 классов заканчивают около 50% городских мальчиков и только 7% сельских девочек. Кроме этого, типичной для сельского образования проблемой является слишком малое количество женщин-учителей, важность роли которых заключается еще и в том, что они служат девочкам образцом для подражания, побуждающим их продолжать свою учебу в школе.
Для того чтобы отметить Всемирный день действий против применения детского труда в 2008 году, Интернационал работников образования и IUF согласовали совместный план работы, который будет сфокусирован на:
· повышении осведомленности населения сельских общин по проблеме искоренения детского труда, в том числе при помощи учителей;
· выстраивании на местах взаимосвязей на уровне первичных организаций между профсоюзами учителей и работников сельского хозяйства;
· проведении кампаний и лоббировании правительств с целью улучшения образования на селе.
Кое-что из запланированной работы уже сделано. Так, в Кыргызстане Профсоюз работников сельского хозяйства совместно с Профсоюзом учителей работает над искоренением детского труда в сельском хозяйстве. В рамках этой деятельности, учителя тщательно отслеживают посещаемость школ во время уборки урожая и организуют встречи с родителями, в ходе которых они информируют собравшихся о негативном влиянии труда на здоровье детей и их учебу.
ИРО и IUF приветствуют и разделяют выводы дискуссии, проведенной в этом году Комитетом МОТ по вопросам сельской занятости и сокращению бедности на селе, в которых указано, что проводимая в мире социальная политика должна обеспечить людям доступ к качественному, обязательному, бесплатному государственному начальному образованию. И далее в отчете по итогам дискуссии признается, что качественное образование является ключевым инструментом в деле искоренения детского труда.
|