|
|
|
Мохамед Буазизи, молодой тунисец из провинциального городка Сиди Бу Саид в центре Туниса, попытался покончить с собой путем самосожжения. Он не имеет работы с момента окончания университета пять лет тому назад. Еще несколько дней тому назад, другой безработный молодой человек пытался убить себя током, протестуя против отсутствия перспектив у молодежи Туниса.
В городе Сиди Бу Саид, 25 % взрослых выпускников не имеют работы. Для девушек эта цифра достигает 44% . Между тем пять других молодых людей так же пытались покончить с собой , но были спасены. Этот шаг отчаяния вызвал гневную реакцию в виде беспорядков и протестов по всей стране. Столкновения начались в провинциальных городках, но теперь они перекинулись на столицу Тунис, и другие важные города. Спонтанная вспышка гнева против безработицы принимает политическую окраску с призывами демонстрантов положить конец власти коррумпированного клана «Трабелси» над правительством, государственными институтами и экономикой.
Семья «Трабелси» начиная с президента-диктатора Зин эль-Абидин Бен Али и его жены Лейлы, позиционирующая себя как «регента Карфагена», держит Тунис в железных рукавицах 23 года. Это первый раз с хлебных бунтов 1984 года, когда Тунис охватило такое спонтанное и массовое протестное движение. На две недели вся нация была парализована этими выступлениями.
Одна ближневосточная газета уже поняла настоящее значение этих событий: «Никто не мог подумать, что эта страна может скатится до такого уровня социальных и политических беспорядков которые мы сейчас наблюдали». (Gulf News, 1/1/2011.) Тунис до последнего момента считался образцовой страной в беспокойном регионе. Стабильный рай, сочетавший в глазах Запада экономический рост (за счет туризма и очень дешевых субконтрактов для континентальной индустрии) и «просвещенную» диктатуру, светский оплот против исламского фундаментализма.
Тунис, возможно, является самым лучшим другом европейских империалистических стран, и на 80% зависит от экспорта и инвестиций из стран и компаний ЕС. Новые проблемы в Тунисе посылают сигнал тревоги соседним диктатурам и империализму.
Тунис уже заслужил поддержку со стороны МВФ и всемирного банка за то, как он противостоит эффекту всемирной рецессии. Если Тунис взорвется, можно представить, что произойдет в других странах Северной Африки и Ближнего Востока. Аль-Джазира, популярный катарский телеканал уже опубликовал статью о «возрождение арабского активизма». Но это не повторение исламского фундаментализма или спонтанных террористических атак. Статья объясняет как «Мохамед Буазизи молодой тунисец, который поджег себя 17 декабря, стал символом отчаяния миллионов молодых арабов, борящихся за улучшение условий своего существования».
«Корни тунисского восстания кроются в летальной комбинации бедности, безработицы и политических репрессий: трех характеристик всех арабских обществ». Таким образом тунисское восстание, массовое движение, забастовки и массовые столкновения стоят на повестке дня всех арабских стран. Это не предсказание будущего. Это уже происходит в Египте, Алжире и Иордании!
Арабские режимы и их друзья империалисты пристально следят за событиями. Соседняя Ливия даже решила открыть границы с Тунисом, чтобы безработная молодежь могла искать работу в стране полковника Каддафи. Германия планирует инвестиции в бедный аграрный регион Сиди Бу Cаид.
Между тем в «демократической и любящей права человека Европе» хранят мертвое молчание по поводу жестоких репрессий осуществляемых режимом Траблеси. Не одна страна Европы, ни США не произнесли не слова осуждения.
В безнадежной попытке утихомирить протесты, правительство уволило двух министров, трех губернаторов и в очередной раз пообещала инвестиции и рабочие места. Режим сочетает эти меры с жестокими репрессиями, которые уже унесли жизни двоих демонстрантов, ранили сотни других и еще больше число людей бросили за решетку.
Но молодежь Туниса уже не знает страха. Важно, что сегодня к протесту примкнули профсоюзы. Сегодня (3.1.11) студенты завершают учебу по всему Тунису. Это может быть критический поворотный момент движения.
|