|
|
Киембайский асбестовый комбинат. Вскрышные работы на карьере. |
|
Ученые доказали, что ущерб, наносимый человеку при добыче хризотила и использовании изделий, производимых из него, невелик, а при соблюдении мер предосторожности может быть сведен к нулю.
“Выгоду от поддержания этого мифа (повышенной вредности хризотила для здоровья) получают лишь адвокаты”, - говорили на конференции “Профсоюзы и хризотил”, состоявшейся 25 - 26 апреля в Москве.
МЫ ИЩЕМ ПОДДЕРЖКИ
“Мы, участники Международной конференции “Профсоюзы и хризотил”, представители профсоюзов из разных стран мира: Азербайджана, Беларуси, Бразилии, Вьетнама, Зимбабве, Индии, Казахстана, Канады, Китая, Колумбии, Кыргызстана, Мексики, Молдовы, Монголии, Перу, России, Сальвадора, Таджикистана, Узбекистана, Украины, - сочли необходимым обратиться к Вам за поддержкой позиции безопасного и ответственного использования хризотила во всем мире, а также противодействия негативному влиянию кампании по глобальному запрету хризотила, которая может отрицательно отразиться на жизни сотен миллионов людей планеты”, - решили искать поддержки у генерального директора Международной организации труда Хуана Сомавиа профсоюзные работники асбестовой промышленности, собравшиеся в конце апреля в Москве. Они также обратились “ко всем профсоюзным организациям и объединениям независимо от профессиональной принадлежности”.
Причиной переполоха стали резолюция (14.06.2006) и пресс-релиз МОТ (15.06.2006), предусматривающие глобальный запрет использования хризотил-асбеста. Ведь в таком случае под ударом окажутся не только работники, которые могут потерять свои рабочие места, но и страны-производители хризотила. А между тем, современные исследования говорят о том, что мнение о вредности хризотила по меньшей мере преувеличено.
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИКОВ
Началась конференция с выступлений ведущих токсикологов. Сначала о подробностях поведения асбестовых волокон в организме человека повествовал швейцарец Бернштейн Давид Маейер. Затем слово предоставили англичанину Хоскинсу Джону Энтони, независимому токсикологу, члену Королевского общества химии. Он рассказал, что хризотил добывали еще в Древнем Риме, и ценился он тогда так же, как драгоценные камни, - им отделывали гробницы императоров. Первые сомнения в безопасности добычи асбеста появились в 50-е годы прошлого века в США. Затем мысль подхватил мир. И постепенно “антиасбестовый бум” стал идеей больше политической, чем медицинской. “Выгоду от поддержания этого мифа получают лишь адвокаты”, - сказал доктор. Ведь почему-то запреты касаются не только амфиболов, но и хризотила. И не учитывается что 80% работников асбестовой промышленности - курильщики. По мнению доктора, о серьезном вреде здоровью можно говорить лишь при концентрации асбеста в 20 волокон на кубический сантиметр воздуха. При меньших концентрациях короткие волокна просто не успевают попасть в легкие, а длинные - очень быстро распадаются.
БОРЬБА ПРОФСОЮЗОВ
Еще в конце 1998 года представители профсоюзов Анголы, Бразилии, Канады, Индии, Португалии, Свазиленда и Зимбабве встречались с представителями Генерального директората Европейской комиссии и выразили обеспокоенность антиасбестовым движением в Европе, выступив в пользу контролируемого использования хризотилового асбеста и всех заменителей. Для этого они потребовали, “чтобы все минералы, синтетические и стекловолокна, все те материалы, которые обычно используются и которые являются вредными (опасными) для здоровья и безопасности рабочих, контролировались”.
Они настаивали на том, что технология показывает, что с хризотиловым асбестом вполне можно работать безопасно, чего зачастую нельзя сказать о других волокнах или изделиях. Ведь эта технология в последние десятилетия претерпела радикальные изменения с учетом практики. И такие действия также необходимо предпринимать в отношении всех других токсичных изделий. По мнению профсоюзов, правительства обязаны разрабатывать строгие предписания, касающиеся стандартов пробоотбора и контроля волокон в окружающем воздухе. А МОТ и ВОЗ - продолжать максимально обеспечивать страны информацией. Они также должны использовать свое влияние для продвижения участия профсоюзов в процессе обучения рабочих правилам профгигиены и безопасности. Профсоюзы настаивали на том, чтобы страны, выступающие за запрет хризотила, обменялись мнениями со странами-потребителями и странами-производителями хризотила, прежде чем принимать на себя подобные обязательства.
“Мы полагаем, что запрет научно не обоснован. Он окажет негативное влияние на рабочих этой промышленности. Принимая во внимание условия использования амфиболов в период до 1975 года, в результате чего было подорвано здоровье тысяч рабочих, мы убеждены, что позиция противников хризотила основана на данных прошлых лет и зачастую слишком эмоциональна. Их позиция создает фальшивое представление о безопасности рабочих при использовании заменителей”, - отмечали профсоюзы.
В 2000 году профсоюзы Квебека (Канада) также огласили свою позицию. Поддержав 162-ю Конвенцию МОТ, они сказали, что “запрет хризотила без учета условий сегодняшнего использования этого минерала и содержащих его изделий является неприемлемым, так как он не защищает здоровье людей и не решает проблемы, вызванные неправильным применением в прошлом по следующим причинам: научными данными, полученными в настоящее время, не установлено, что некрошащиеся хризотилсодержащие изделия высокой плотности представляют риск для людей; почти все случаи асбестоза, рака легких или мезотелиомы были связаны с методами работы (применение метода напыления) и условиями на производстве, существовавшими 25 - 40 лет тому назад (например, допускались высокие уровни концентрации), включая работу с амфиболами; контролируемое использование хризотила не связано с неприемлемым риском”.
Запрет, по мнению канадских профсоюзов, чреват тем, что в развитых странах улучшений условий работы и здоровья не произойдет, в развивающихся странах использование заменителей будет связано с дополнительными расходами; видимого улучшения здоровья, состояния окружающей среды и экономики не произойдет. А вот местной экономике и развитию будет нанесен большой ущерб.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
На конференции была принята “Хризотиловая хартия”, меморандум “Профсоюзное движение и безопасное, ответственное использование хризотила” и разработана программа совместных действий по защите прав трудящихся. Она включила в себя:
1. Организацию присоединения различных профсоюзных организаций (объединений) к “Хризотиловой хартии” (ответственность возложили на Международный альянс профсоюзных организаций “Хризотил”).
2. Направление в адрес МОТ, ВОЗ, международных профсоюзных объединений обращения участников Конференции (ответственный - альянс “Хризотил”).
3. Установление взаимодействия участников Конференции с другими профсоюзными организациями, с соответствующими правительственными структурами с целью защиты экономических и социальных интересов своих стран путем поддержки хризотиловой промышленности (ответственные - профсоюзные организации - участники конференции).
4. Размещение в СМИ сведений об итогах конференции, основных положениях “Хризотиловой хартии”, о задачах профсоюзов по сохранению рабочих мест трудящихся, занятых в хризотиловой промышленности (ответственные - профсоюзные организации, альянс “Хризотил”).
5. Инициирование ратификации каждой страной Конвенции МОТ № 162. Осуществление контроля обеспечения работодателями безопасных условий труда в соответствии с требованиями Конвенции (ответственные - профсоюзные организации).
6. Достижение принятия национальными профсоюзами позиции о безопасности контролируемого использования хризотила и содержащих его материалов и изделий и отстаивание ее в международной организации, в том числе в МОТ, с целью предупреждения принятия решений антиасбестового содержания (ответственные - профсоюзные организации, альянс “Хризотил”).
БРАЗИЛЬСКИЙ ОПЫТ
О том, что именно профсоюз может сделать для того, чтобы работники не подвергали свое здоровье даже минимальному риску, рассказали представители бразильских профсоюзов. Адильсон Консейсан Сантана, выйдя на сцену, извинился за то, что перехватил инициативу у своего товарища Элитно Альвеас Ферейра, президента Национальной комиссии рабочих асбестовой промышленности. Багаж делегации задержался в аэропорту, материалы к выступлениям остались в чемоданах, и порядок выступлений пришлось поменять. Поэтому слово перешло к Сантане - горняку, который умудряется совмещать пост президента Профсоюза рабочих добывающей промышленности неметаллических минералов с должностью председателя профкома самого крупного асбестового завода в Бразилии.
Он рассказал, что в конце XIX в., во время начала добычи асбеста в Бразилии, никто и не думал беспокоиться об условиях работы. Никаких защитных средств у работников не было. Фотографии с рудников и текстильных фабрик, продемонстрированные участникам конференции, показали, что уровень запыленности был весьма высок и виден невооруженным глазом.
Наибольшего уровня производства асбестоцемента Бразилия достигла к 80-м годам прошлого века; тогда страна производила 2,4 млн тонн цемента. Теперь же уровень производства составляет всего 1,9 млн тонн в год. 90% добываемого асбеста, а также изделий из него, остаются на внутреннем рынке, и лишь десятая часть идет на экспорт. На условия труда в этой отрасли обращает внимание правительство. В 1984 году закон установил предельно допустимую концентрацию (ПДК) асбеста в воздухе в четыре волокна на кубический сантиметр. В 1990 году Бразилия ратифицировала конвенцию МОТ. А спустя два года министерство труда Бразилии снизило ПДК: не более двух волокон асбеста на кубический сантиметр.
На асбестовых предприятиях Бразилии запрещен детский и подростковый труд. Работникам в обязательном порядке выдается униформа, респираторы, мыло; установлены самые современные фильтры, душевые кабины, ванночки для мытья ног; полы выкрашены в черный цвет, чтобы пыль была сразу видна, а породу постоянно увлажняют. Транспортеры для породы герметично закрыты. Для каждого работника установлен индивидуальный план медицинской помощи, в случаях профзаболеваний лечение бесплатное. У рабочих есть гарантии занятости перед лицом болезни, а на пенсию они могут выходить по достижении 20-летнего стажа.
Комиссия следит за рабочими местами, за соблюдением правил безопасности. На всех рабочих местах, подконтрольных комиссии (а это 97% всех рабочих мест, не входят в состав комиссии только производители автозапчастей) концентрация асбеста составляет 0,1 волокна на кубический сантиметр, что в 20 раз меньше ПДК, предусмотренной законом.
|