Российской Федерацией ратифицирована Конвенция 1952 года (Брюссельская конвенция, касающаяся ареста морских судов), часть положений Конвенции вошло в КТМ (Кодекс торгового мореплавания). Согласно Конвенции и КТМ судно может быть арестовано по морскому требованию, в том числе и по задолженности по заработной плате.
На практике механизм ареста судна не регламентирован, судебные инстанции пользуются не положениями Конвенции 1952 года и КТМ, а ГПК (Гражданским процессуальным кодексом).
Ходатайство об обеспечении исковых требований – аресте рассматривается в течение 10 дней, за этот период судно либо покидает порт, либо переходит в другой район порта, и данный районный суд уже не может рассматривать ходатайство, так как нет предмета иска. Если судно уже в другом районе, то необходимо подавать иск в другой районный суд (суд может переслать документы почтой, что опять не гарантирует, что судно будет до этого времени находится в том районе, плюс 10 дней на рассмотрения ходатайства).
При благоприятных стечениях обстоятельств, суд все равно отказывает в аресте судна, ссылаясь на несоответствие суммы задолженности (в данном случае задержанной заработной платы) и стоимости судна. Кроме того, действует негласное распоряжение Краевого суда (в данной случае Приморского) не арестовывать суда именно со ссылкой на это обстоятельство, что не основано на Законе. И далее предлагает моряку обращаться с иском по месту регистрации судна – в государства Камбоджи, Монголии, Вануату и т.д..
Таким образом, то что в Российская Федерация ратифицировала Конвенцию от 1952 года и приняла КТМ в соответствии с Брюссельской Конвенцией об аресте судов, - это в Российском «правовом» государстве ничего еще не значит.
Поэтому настоятельно рекомендуем морякам: если у Вас сложилась задолженность по заработной плате и Вы в данный момент находитесь на судне, обращайтесь за помощью в стране, где работает данная Конвенция.
Если вы являетесь членом РПСМ, то Вы должны знать, как правильно это сделать и какие для этого нужны документы и к кому обратиться за помощью.
Помните! Если вы списались с судна и затем обратитесь за помощью в решении своих проблем в Российскую прокуратуру, то она Вас пошлет туда же, куда и Российский суд.
|